ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1) Учение о методах и приемах распознания новых педагогических идей, теорий, технологий, инноваций, ресурсов по вышения результатов в профессионально-педагогической практике, а также постановка гипотезы, ее исследование и доказательство правоты, прогресса суждений, выработанных теорий и результатов исследователей и практиков. Она осуществляется в целях комплексного изучения, анализа и синтеза состояния педагогических объектов и процессов, их функционирования и развития.
2) Установление исходной меры продуктивности деятельности педагогического коллектива профессионально-технического учебного заведения в сравнении с другими в масштабах города или района (экстеросистемное исследование) и выявление, измерение объективных и субъективных факторов, обусловливающих эту продуктивность (интеросистемное исследование). Педагогическая диагностика профессионального образования может считаться профессионально грамотной, если она строится на основе измерительного инструментария, адекватно отражающего изучаемые объекты, позволяющего улавливать тенденции развития и перестраивать в соответствии с ними собственную деятельность, воспитывать потребность в профессиональном самовыражении. Экстеросистемное (лат. exterior – внешний, наружный) исследование педагогических систем предполагает их анализ по внешним, наружным, сравнительным показателям: как выпускники данного учебного заведения адаптируются к требованиям производства, социально-экономическим условиям и т. п. Интеросистемное (лат. interior – внутренний) диагностическое исследование предполагает выяснение двух групп факторов – педагогических и психологических, обусловливающих меру продуктивности конкретного участника педагогического процесса.
3) Определение качества, продуктивности учебно-воспитательного процесса, его состояния и результатов, анализ причинно-следственных связей и оценка по определенным критериям и показателям степени достижения поставленной цели, задач обучения и воспитания. Это аналитическая и оценочная деятельность, связанная с изучением субъектов педагогического процесса, педагогической системы. При диагностировании субъектов педагогического процесса оцениваются следующие умения: исследовать объект, процесс и результаты собственного труда; формулировать на основании исследований педагогические задачи; «проигрывать» возможные способы их решения с учетом требований к педагогическим системам, условиям места и времени учебно-воспитательного процесса; планировать учебные задания (задачи), адресованные учащимся, чтобы поднять их на определенный уровень профессионализма в осваиваемой профессии, на весь период обучения; конструировать каждое занятие, «продвигающее» учащегося на пути к овладению профессией; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения по вертикали и горизонтали в целях достижения искомого результата; организовывать каждый акт взаимодействия с учащимися и их семьями. При изучении педагогической системы диагностируются: тенденции развития производства и его материально-техническая база; уровень организаторской и педагогической деятельности директора и руководства в целом; качество работы общественных организаций и органов ученического самоуправления (мера их содействия профессиональному и нравственному становлению будущего рабочего); уровень продуктивности деятельного преподавателя и мастера производственного обучения; уровень компетентности и ценностного отношения к будущей профессии в учебных группах на I–III курсах; мера подготовленности выпускников к самостоятельному труду, профессиональному саморазвитию и творчеству на производстве по показателям уровня гражданственной, общеобразовательной, общетрудовой и профессиональной зрелости. Педагогическая диагностика профессионального образования рассчитана на следующую аналитическо-синтетическую деятельность службы контроля или самих участников учебно-воспитательного процесса: каждый субъект управления педагогической системой выступает в качестве компетентного судьи в отношении группы людей, которой он руководит, исходя из базового критерия оценки конечного результата педагогической системы, он оценивает меру соответствия деятельности своих подчиненных искомому конечному результату. Чтобы оставаться на уровне новых требований, исследователи должны уметь решать творческие задачи, диктуемые конечным результатом. Чтобы лучше подготовить учащихся к работе в современных условиях, необходимо знать не только производство, но и тенденции его перестройки. Первый класс задач связан с поиском стратегии сбора, систематизации и ввода в учебно-воспитательный процесс информации о тенденциях развития современного производства и его требований к работникам в области социально-экономических, общенаучных, общекультурных, фундаментальных теоретических и технологических знаний; с выявлением трудностей, которые испытывают кадровые рабочие при перестройке деятельности в условиях реконструкции деятельности; с тем, как собирать информацию и вносить коррективы в содержание учебных дисциплин, и т. д. Поскольку в профтехучилища направляются преимущественно учащиеся, у которых не сформированы самые элементарные общенаучные навыки и умения, второй класс задач связан с поиском способов быстрой ликвидации педагогического «брака», допущенного в предыдущей педагогической системе, с формированием у учащихся потребности в профессиональном самосовершенствовании, способности к самообразованию, самоорганизации и самоконтролю. Решается этот класс задач усилиями всего педагогического коллектива при участии учащихся. Третий класс задач предполагает поиск способов удержания педагогического коллектива на уровне современного научного знания по специальности, а также пополнение и развитие педагогических, психологических, методических, общекультурных знаний. Эти задачи могут быть решены при овладении диагностическим инструментарием, при использовании которого необходимо: 1) помнить о государственной цели, стоящей перед системой профтехобразования в целом, перед учебным профессионально-техническим заведением, в котором проводится диагностика, о личных целях исследователя; 2) знать, что педагог – самостоятельная подсистема учебного заведения; 3) проверить меру соответствия: индивидуальной работы субъекта исследования требованиям, предъявляемым к выпускнику учебного заведения производством; целей преподавателя, мастера производственного обучения целям будущего выпускника; сообщаемой учебной профессиональной информации той, которая необходима выпускнику для его самостоятельной производственной и общественной деятельности, личного творческого саморазвития; средств, форм и методов, которые используются в процессе обучения и передаются выпускнику с тем, чтобы он осуществлял самообразование; 4) иметь в виду, что продуктивное решение педагогических задач возможно лишь при достаточно высоком уровне сформированности следующих компонентов деятельности: гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских; 5) найти в собственном коллективе образцы высокой и низкой продуктивности труда педагогов; 6) сопоставить по предлагаемым шкалам процесс и результаты собственной деятельности с наблюдаемыми объектами (образцами), используя трехбалльную систему оценивания: 2 – качество ярко выражено, 1 – имеет место, 0 – отсутствует; 7) внести коррективы в собственную работу, добиваясь системы в ней, устранения слабых сторон и затруднений. Проблемы педагогической диагностики профессионального образования, изучения качества и внедрения научных идей в практику сегодня особенно актуальны в связи с развитием методологических и теоретических основ профессионального образования.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005