ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
педагогический работник, в задачи которого входят: организация воспитательной работы в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, в военном училище и других образовательных учреждениях, работы, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отчизне, уважения к ее истории, бережного отношения к природе.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ
специалист в области социальной деятельности. Должность П.с. имеется, как правило, в организациях воспитательной работы по месту жительства и в социальных службах. П.с. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию и социальной защите детей в образовательных учреждениях и по месту жительства. Осн. задача П.с. - своевременно оказать социальную помощь детям и подросткам. В обязанности П.с. входит выявление неблагополучных семей и принятие мер по защите прав детей и подростков, охране их жизни и сохранения здоровья. В этих целях П.с. изучает личностные особенности детей, нуждающихся в помощи, и определяет систему необходимых воспитательных мер и мероприятий. П.с. ведет работу с трудными детьми, детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимается их трудоустройством, обеспечением жильем и пособиями. При необходимости он ставит вопрос перед соответствующими органами о лишении родительских прав, установлении опеки и попечительства, усыновлении и других мерах. П.с. является своеобразным посредником между воспитанником и различными административными, ведомственными и социальными службами и благотворительными организациями. П.с. тесно взаимодействует с педагогами школы и родителями.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ
специалист по работе с детьми и взрослым населением в соц.-культурной и семейно-бытовой сферах. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой, включающей его должностные обязанности (7—14-й разряды), соц. педагог: – осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц. защите личности детей в учреждениях и по месту жительства; – изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни;— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им соц. помощь и поддержку; – выступает посредником между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных соц. служб, ведомств и административных органов; – определяет задачи, формы, методы соц.-пед. работы, способы решения личных и соц. проблем, принимает меры по соц. защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников; – организует различные виды соц. ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие соц. инициатив, реализацию соц. проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении; – способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в соц. среде; – содействует созданию обстановки психол. комфорта и безопасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья; – осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; – взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами соц. служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и т. д. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Источник: Педагогический словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. С.п. призван обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления.
В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой, включающей его должностные обязанности (7-14-й разряды), социальный педагог:
• осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию,
развитию и социальной защите детей в учреждениях и по месту жительства;
• изучает психолого-медико-педагогические особенности личности
обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни;
• выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы,
конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им социально-педагогическую помощь и поддержку; выступает посредником между личностью и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
• определяет задачи, формы, методы социально-педагогической
работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников;
• организует различные виды социально ценной деятельности детей и
взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении; способствует установлению гуманных, нравственно здоровых
отношений в социальной среде; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья; осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и т.д. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Гуманистические ценности социального педагога — ценности, которые носят гуманный характер и определяют личность и деятельность социального педагога. Среди них: осознание самоценности человеческой личности, ее неповторимой индивидуальной и творческой сущности; признание разностороннего развития личности, подготовки ее к самообслуживанию, самореализации в обществе целью и основным назначением социальнопедагогической деятельности; сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии - социальный педагог; понимание творческого характера, деятельности социального педагога, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы по самосовершенствованию.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье и семейно-соседской общности, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школе, в больнице, приюте, детском доме или интернате для престарелых, в исправительном учреждении, в тюрьме – С.п. влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственных и психологически комфортных отношений в социуме.
Институт С.п. выполняет функции регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Он имеет своей целью обеспечение педагогического влияния на гармонизацию отношений в том или ином социуме, обществе в целом посредством раскрытия и использования возможностей каждого человека и при его непосредственном активном участии.
С.п. в современном его варианте возник не вдруг и не сразу. «Выращенный» на прогрессивных традициях отечественной педагогики, среды и вобравший в себя все лучшее и рациональное из зарубежного опыта, он сформировался как результат многолетнего научно-практического поиска, в процессе которого изучался и анализировался отечественный и зарубежный опыт, выявлялось общее и специфическое, создавалась наиболее приемлемая для современной социальной ситуации отечественная модель системы служб социальной поддержки населения.
Функции С.п. и социального работника в соответствии с установленными стандартами, таким образом, близки, но не идентичны. Они соотносятся на основе соединения общего и особенного, специального. Современные практические модели системы социальных служб, формирующиеся инфраструктуры их кадрового обеспечения, как правило, ориентируются на органическую взаимосвязь и сочетание общего (интегративного представителя этой профессии – С.п. как профессионального педагога социума, влияющего на формирование отношений в социуме) и особенного, специфического (социальных работников того или иного профиля, имеющих дело с конкретными частными случаями, с уже состоявшейся проблемой, специализирующихся в конкретных областях, социальных службах) (см. Социальный работник).Деятельность С.п. сориентирована на работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем) с приоритетом воспитательных задач. Он не ждет, когда к нему обратится клиент за помощью. С.п. в этически допустимой форме сам «выходит» на контакт с семьей, личностью. Он как бы ставит «социально- педагогический диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, моральный микроклимат, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы – психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключаются социальные работники, специализирующиеся по определенным профилям.
Полноценное выполнение социальным педагогом диагностической функции позволяет не на словах, а на деле, на уровне семьи и личности обеспечить превентивную профилактику различного рода отклонений – нравственного, физического, психологического, социального и т.п. плана.
Забота С.п. распространяется на сферу отношений между различными категориями населения и предусматривает активизацию социо-культурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности.
При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузиастов-добровольцев; парапрофессионалов, общественности, различных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Тем самым обеспечивается консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развитие активности самого клиента, его личности как субъекта этого процесса.
Являясь посредником в системе их взаимоотношений, институт социальных педагогов оказывает влияние на становление гуманистических, доброжелательных, нравственно здоровых отношений в социуме, на формирование системы ценностных ориентаций личности – к социальному окружению, природе, к своему здоровью и т.д.
В мировой и отечественной практике выделяются следующие наиболее общие (базовые) характеристики С.п.:
– способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей – с одной стороны и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой: выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
– умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
– умение работать в условиях неформального общения, оставаясь «за спиной», в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;
– способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;
– умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных: коммуникабельность, экстравертность.
С.п. должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Обязательные его качества – психологическая грамотность, деликатность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, процессы, видеть свое место и роль в общественной жизни страны, иметь четкие идеологические и нравственные принципы.
Для этого С.п. должен знать: основные закономерности развития личности в различных условиях, на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в социуме; экологическую, демографическую, социально-педагогическую характеристику различныхсфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; функции, права и обязанности современных государственных и общественных институтов по отношению к семье и личности, концепцию и программу современной социальной политики; основы трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросферы; навыки анализа и программирования социально-педагогической деятельности, проведения социально- педагогических исследований, кодекс этики С.п.
Лит.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993; Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. – М.; Тамбов, 1998; Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. – М.; Вологда, 1997; Морова Н.С. Теория и практика социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. – Йошкар-Ола, 1997; Социально-педагогический колледж: Учебное пособие по подготовке социальных педагогов села / Отв. ред. М.П. Гурьянова. – М., 1995; Сорочинская Е.Н. Теория практики подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. – Ростов-на-Дону, 1996.
В.Г. Бочарова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.43 мб

Беседы социального педагога

Яковлева Т.Н.
В статье раскрываются причины конфликтов родителей и детей, предлагаются методические материалы для нескольких бесед классного руководителя с родителями по проблемам ненасильственного воспитания детей.
Читать PDF
154.59 кб

Социальной педагогике 15 лет

Читать PDF
451.23 кб

Социальная роль профессии педагога

Зимина Людмила Жановна
Читать PDF
225.98 кб

Социально-педагогические функции сказки

Санникова Наталья Ивановна
Статья содержит функциональный анализ данного литературного жанра как социально-педагогического явления.
Читать PDF
20.15 мб

Социальная педагогика: основные течения

Джуринский Александр Наумович
В статье изучена социальная парадигма в педагогике России и за рубежом. Охарактеризованы идеи и концепции, где социум рассматривается как ведущее условие развития и воспитания личности.
Читать PDF
162.84 кб

Социальный работник как семейный педагог

Карцева Л. В.
В предлагаемой статье рассматривается проблема выделения специализации «Семейный педагог» при подготовке профессиональных социальных работников.
Читать PDF
627.22 кб

Педагогический потенциал социальных сетей

Быков Александр Сергеевич
В данной статье проанализированы современные тенденции развития информационного взаимодействия субъектов образования, в том числе посредством социальных сетей.
Читать PDF
254.09 кб

О специфике социальной роли врача-педагога

Шурупова Р. В., Макарова И. И.
Отмечается социальная роль врача-педагога в подготовке будущих врачей-профессионалов, соответствующих запросам рынка труда.
Читать PDF
330.68 кб

Роль социальной педагогики: пример Эстонии

Лейно Маре
Учитель больше, чем носитель предмета. Дети проводят значительную часть своего дня в школе, что накладывает огромную ответственность на учителя. Школа является как академическим, так и социальным институтом.
Читать PDF
259.00 кб

Формирование социальной ориентации педагога

Денисова О. Ю.
В статье изложены результаты социологического исследования обучающихся профессиональных колледжей. Авторами выявлены тенденции изменения основных параметров молодежной среды за последние 10 лет.
Читать PDF
8.05 мб

ЭТИКЕТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Шаалы Алевтина Сугдуровна
Этикет выступает как форма социальной регуляции, и его регулятивная функция обусловлена нормативностью этикета, когда социальный опыт, устойчивые идеи и чувства признаны нормой, правилами и образцами.
Читать PDF
245.43 кб

Детство как социально-педагогический феномен

Гончарова Елена Владимировна
В статье с позиций культурно-исторической психологической теории раскрыта социально-педагогическая и психологическая характеристика детства как самостоятельного и самоценного периода развития личности, теоретически обосновано соде
Читать PDF
180.53 кб

Социально-педагогическая компетенция педагога

Щербакова Ольга Юрьевна
Читать PDF
245.68 кб

Предмет социально-педагогической деятельности

Рожков Михаил Иосифович
Читать PDF
2.36 мб

Образование: социально-педагогическая система

Белозерцев Е. П.

Похожие термины:

  • Социальный педагог участковый

    специалист районной управы по социальному воспитанию и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью (введен с 2001 г. в г. Москве). Такой специалист назначается из расчета 1 на 10 000 населения ра
  • АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

    (АССОПИР) – добровольное объединение специалистов в области социальной защиты населения стран СНГ, а также всех, кто занимается воспитанием детей, подростков и молодежи (создана в июне 1990 г.).