ПАВЛИК Морозов

Найдено 1 определение
ПАВЛИК Морозов
погибший в 1932 году мальчикподросток, важнейший символ (персонаж) полит. сознания 1930-х – 1980-х годов. Сведения из Большой Советской Энциклопедии (3-е издание – М., 1974 – С. 580): «Морозов Павлик (Павел Трофимович) (14.11.1918, с. Герасимовка, ныне Тавдинского района Свердловской обл., – 3.9.1932, там же), пионер, участник борьбы с кулачеством в период коллективизации сел. х-ва в СССР. Родился в семье крестьянина-бедняка. Был организатором и председателем первого пионерского отряда в с. Герасимовка, пионеры которого помогали коммунистам в агитации за создание колхоза, разоблачали враждебные действия кулаков. Зверски убит кулаками. Имя Морозова присвоено герасимовскому и другим колхозам, школам, пионерским дружинам; первым занесено в Книгу почёта Всесоюзной пионерской орг-ции им. В.И. Ленина (3 ноября 1955). Морозову установлены памятники в Москве (1948), с. Герасимовка (1954), Свердловске (1957). Лит.: Соломеин П.Д. Павка-коммунист. – Свердловск, 1968; Смирнов Е. Павлик Морозов // Детигерои. Сборник. – М., 1961». Из книги 1957 г.: «Павлик узнаёт, что его отец Трофим Морозов заодно с кулаками. И Павлик… помогает разоблачить подкулачника, пробравшегося на должность председателя сельского Совета… 3 сент. 1932 г. враги подстерегли Павлика Морозова в лесу и убили его вместе с младшим братишкой Федей» (Гусев, 1957, 57–59).
О 1930-х гг.: «Портрет худенького мальчугана в большой фуражке с красным галстуком на шее появился в пионер. клубах и школах. Юные поэты и поэты взрослые слагали о нем стихи…» (Гольденштейн, 1971, 69–70).
О 12-летней девочке в 1933 г.: «Про кулаков я уже наслышана. Про кулаков пишут в газетах, я читала о них в своей “Пионерской правде”. В школе нам рассказывали про Павлика Морозова, которого кулаки убили, потому что он раскрыл их злодейский заговор. Пионервожатый сказал нам, что Павлик – герой, потому что “поставил интересы государства выше личных”. Я ещё подумала тогда, что мне никогда не суждено стать героем, потому что я скорее бы умерла, чем донесла на папу. Но Павликто, конечно, молодец, потому что кулаки – злые и вредные. И недавно они сожгли живьем тракториста Петра Дьякова (мы уже разучили песню о его гибели)» (Лупанова, 2007, 67).
О 1936 г.: «Наша вожатая Ирочка Марголина оказалась – Герой. Оказалось, что она помогла Органам разоблачить и выявить подлинное лицо своего отца, который оказался врагом народа, подкупленным иностранной разведкой!. …Старшая пионервожатая Валерия… рассказывала нам про этот замечательный Ирин подвиг и про то, как теперь мы должны гордиться своей вожатой, которая повторила подвиг Павлика Морозова!» (Козырева, 1990, 89). Из рекомендаций работникам пионер. лагерей 1952 г.: «Пионеры должны знать о Павлике Морозове, Саше Чекалине и других юных ленинцах, показавших пример бесстрашия, мужества и патриотизма» (ПЛ, 1952, 46).
О методе «проговаривания» темы «Павлик Морозов» в школьно-пионерской среде во вт. пол. 1950-х гг.: «Пионерская комната была битком набита ребятами. В центре комнаты Ванюша и старшеклассники… налаживали костер. Он был совсем как настоящий, только вместо огня над поленьями трепыхались алые флажки, раздуваемые вентилятором, да светили изнутри прикрытые кумачом электрические лампочки… Потушили верхний свет, вспыхнули лампочки костра, загудел вентилятор, и ребята запели: “Взвейтесь кострами…” Потом вентилятор выключили… и Ванюша сказал: “А теперь, ребята, поговорим о воспитании воли и характера…” … Ванюша, улыбаясь, поднял руку, и шум улегся. “Значит, вот мы к чему пришли, – сказал он. – Герой не просто смелый человек. Герой – тот, кто совершает смелые поступки в борьбе за правду, за дело трудящихся. Героями становятся иногда не только взрослые, но и дети, такие, как вы. Все слыхали, наверное, про Павлика Морозова?” “Слыхали!” – дружно отозвались ребята. “А знаете, какой он подвиг совершил?” Девочка с косичками ответила первой: “Его кулаки убили... А вот за что, не помню.” И тогда Ванюша начал рассказывать о Павлике Морозове. Он, оказывается, был родом из того же села, что и Павлик… Я старался потише дышать, чтоб не упустить ни слова. Я видел, как наяву, густые, темные ели, двух мальчиков – одного побольше, другого поменьше, – которые, взявшись за руки, шли по узенькой тропке; увидел огромных, дикого вида людей, которые с топорами и ножами в руках преградили путь пионерам. И один из них был дед Павлика. “Я вас не боюсь! – сказал Павлик, прижимая к себе маленького брата. – Не боюсь! Я пионер...” Может быть, он не так сказал перед смертью, но я услышал эти слова так, как будто их произнес над моим ухом тонкий ребячий голос... “Что с тобой? Бледный стал, как стенка”, – толкнул меня локтем Федя. “Ничего, – сказал я. – Это бывает со мной”. Теперь уже разговор шел сам собой. Ребята наперебой говорили о виденном, о слышанном, о героях революции и гражданской войны, о людях, которые отдали жизни свои в борьбе против фашистов» (Греков, 1960, 63–67). Еще один пример, свидетельствующий о «забалтывании» данной темы. О сборе отряда [класса] в деревенской школе в конце 1950-х – начале 1960-х гг.: «[Председатель совета отряда Люда Парамонова] продолжала: “Затеяли драку, избив друг друга. И это наши пионеры, которые носят на груди красные галстуки… Наша пионерская орг-ция не должна пройти мимо этого возмутительного факта. Вспомните, ребята, каким пионером был Павлик Морозов. Он не дрался…” “Откуда ты знаешь?” – спросил Щука. “Павлик был настоящим пионером. Он любил свою Родину и…” Эту Людку невозможно было слушать. Ну, причём тут Павлик Морозов! Она при каждом удобном случае приводила в пример Павлика Морозова. Все и так знают, что Павлик – герой, настоящий пионер. Ему памятник поставили… А тут совсем другое дело. Была драка. В классе…. Кто виноват? Не Павлик же Морозов?... Олег… медленно поднялся из-за парты. “Чего это вы все накинулись на Куклина? – сказал Олег. – Я согласен, что он не Павлик Морозов и не Тимур. Но нельзя же так… не оставлять камня на камне!”» (Козлов, 1963; 91–92, 93). В стихотворении «Там где Павлик проходил…» начала 1960-х гг. описывается поход пионеров к обелиску Павлику Морозову:: «Умолкла песня. И отряд / Идёт притихший, строгий. / Что было много лет назад / Здесь, у лесной дороги? / Быть может, Павлик у костра / Весенними ночами / Вот здесь до самого утра / Любил мечтать с друзьями? / Быть может, близко проходил / Тропинкою росистой, И рделся галстук на груди / У “Пашки-коммуниста”?.../ Всё дальше вглубь тропа ведёт / К подножью обелиска. / Да, он упал, убит врагом, / Обрызгав кровью травы…. / Но вот, лучом озарено, / В лесу мелькает знамя…. / Проходят ленинцы сейчас / Июльским днём погожим, / Открытым взглядом детских глаз / На Павлика похожи. / Ему несут они салют, / Цветы и клятвы слово: / “На подвиг и на славный труд, / Как он, всегда готовы!”» (Преображенская, 1963, 8–9). В конце 1980-х гг. появились публикации, ставившие под сомнение нравственные аспекты поступка Павлика Морозова. Приводим в связи с этим материал «Правда о Павлике Морозове», опубликованный в газете «Советская Россия» в 1989 году: «В ЦК ВЛКСМ, Центр. совет Всесоюзной пионер. оргции имени B.И. Ленина стали поступать письма и телеграммы, – сообщает редакции секретарь ЦК ВЛКСМ, председатель ЦС ВПО И. Никитин, – авторы которых настоятельно просят дать разъяснения: “Правы ли те, кто ставит под сомнение нравственную состоятельность решения Бюро ЦС ВПО имени В.И. Ленина, занесшего имя Павлика Морозова в Книгу почета Всесоюзной пионерской орг-ции имени В.И. Ленина?”. Новое исследование обстоятельств дела, связанных с убийством Павла и Феди Морозовых, а также событий, им предшествовавших, проведённое с участием Прокуратуры СССР редакциями газеты “Пионерская правда” и журналов “Пионер”, “Человек и закон”, позволяет Бюро ЦС ВПО имени В.И. Ленина сделать следующие выводы. К началу 1930-х годов в селе Герасимовка Верх-Тавдинского района Уральской (ныне Свердловской) обл., несмотря на первые мероприятия Советской власти, фактическая власть по-прежнему принадлежала сельским богатеям. Это сказывалось на положении бедняков, к числу которых принадлежала семья Павлика Морозова. После ухода отца из семьи, где кроме матери Татьяны Семёновны и самого подростка, было ещё трое малолетних сыновей, жить стало совсем плохо. Семья голодала, постоянно подвергалась угрозе пойти по миру из-за домогательств деда C.С. Морозова, пытавшегося возвратить себе добро, выделенное семье сына – Трофима, отца П. Морозова. Вести о переменах, происходящих тогда по всей стране, проникли и в глухую уральскую деревню. Например, с рассказами учителей (ежегодно менявшихся в Герасимовке) о Советской власти, о пионердвижении, к тому времени насчитывающем десять лет. Наиболее восприимчивыми к этим рассказам оказались дети-ученики. В числе их был и Павлик, которого не случайно называли Пашкойкоммунистом. Павлик Морозов, как мог, практически пытался бороться за новую жизнь. При этом делал это открыто, за что подвергался угрозам и избиению. Есть основания утверждать, что созданный в литературе образ П. Морозова не полностью соответствует подлинной судьбе реального подростка. Ничем не подтверждается глубоко укоренившийся в общественном сознании факт сообщения Павлом уполномоченному по хлебозаготовкам о преступных поступках его отца, бывшего председателем сельсовета. Исследование показало, что и сам уполномоченный впервые появился не в Герасимовке и не в уголовных делах, а в книжках, вышедших после убийства П. Морозова и его брата Феди, причём под разными фамилиями, тогда как все до единого остальные участники трагедии названы своими именами. Установлено единственное выступление П. Морозова против своего отца – на самом суде над Т. Морозовым, где Павлик, допрошенный как свидетель, открыто заявил, что отец, сам бедняк, бедняков не поддерживал, а, будучи председателем сельсовета, “стоял горой за кулака”. Но именно исходя из факта “доклада” “уполномоченному”, Павлика Морозова сначала превратили в сусального героя, воспевая его в повестях, поэмах и даже песнях, а теперь ниспровергают до уровня “пионера-доносчика”, “предателя” или простой жертвы злого умысла. Следовательно, нужна не дегероизация Павлика Морозова, не навешивание ярлыков на честного и бесстрашного мальчика, а правдивый рассказ, новая книга о крестьянском подростке, который искренне поверил в возможности новой, светлой жизни и в глухой таёжной деревне в меру своих сил и возможностей боролся за приближение этой жизни. В этой связи Бюро Центрального Совета ВПО имени В. И. Ленина приняло постановление, в котором подтверждает правильность своего решения от 1955 года о занесении в Книгу почёта Всесоюзной пионерской оргции имени В.И. Ленина пионера Павлика Морозова» (ППМ, 1989). Из статьи 1999 года: «…Мальчишку из Герасимовки занесли в Почётную книгу пионеров-героев только при Хрущёве, а не при Сталине, как все теперь считают… Павел никогда не носил галстука, не ходил под красным знаменем – их тоже не на что было купить. Но пионером он стал, хотя недруги утверждают, что никакой пионерской орг-ции в Герасимовке не существовало. …В лесу скрывались бандиты, которые часто приходили к родственникам в деревню помыться и запастись продуктами. Бандиты прятались в лесу еще с 1921 года, то есть со времен кулацко-эсеровского мятежа. Остатки банды ещё долго скрывались в лесу, к ним постоянно присоединялись уголовники, бежавшие из лагерей, которых вокруг Тавды было много. Зоя Александровна Кабина рассказывает, что, когда она приехала учительствовать в Герасимовку, ей первым делом выдали винтовку. Вот в такой обстановке Павлик вступил в пионеры и встал на защиту бедняков. В деле № 374 есть показания его матери: “Двоюродный брат Павлика Данила, который был старше сына на пять лет, грозил бить его до тех пор, пока не выпишется из пионеров. На что Павел ответил: “Убейте хоть сейчас, но из пионеров не выйду””… Однажды Данила ударил Павла оглоблей по руке, которая стала опухать. Татьяна Семеновна подбежала защитить сына, закричала: “За что бьёте?” Данила ответил: “Будем бить коммунистов, как в 21-м году, сдерём с них шкуру!” Он снова замахнулся на Павла, а когда его мама стала между ними, ударил Татьяну Семеновну по лицу, изо рта пошла кровь. Прибежала бабка Аксинья и крикнула Даниле: “Зарежь этого сопливого коммуниста!” Павел из пионеров не вышел» (Кононенко, 1999; 85, 87). «…В 1995 году было опубликовано в Москве хорошо известное в Европе, впервые изданное в 1988 г. в Англии документальное расследование Ю. Дружникова “Вознесение Павлика Морозова, или Доносчик 001”, показывающее, как создавался и популяризировался идеологический миф, опираясь на который, 60 лет пытались воспитывать советских детей, нарушая библейскую заповедь о почитании родителей» (Звонарева, 2002, 19). См. также: «Павлик Морозов».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.