ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Средства общения в виде интонации, жестикуляции, мимики, распределения ударения и пауз в высказывании, формирующие коммуникативно-прагматический аспект текста (сообщения). Они сопровождают языковые средства в ходе общения или заменяют их. По мнению некоторых ученых, П. с. могут составлять до 75% всей смысловой информации, передаваемой в речи. В печатном тексте к П. с. относят сегментацию текста, шрифтовой набор, типографские знаки, написания, цветовой набор. П. с. являются объектом наблюдения и изучения на занятиях по практике языка при знакомстве с особенностями речевого и неречевого поведения представителей разных культур.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
это средства, участвующие в организации текста вербального языка, формирующие коммуникативно-прагматический аспект текста. К П. с. относятся следующие: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой и красочный наборы, типографские знаки, цифры; иконические знаки (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и др.), необычное написание, нестандартная расстановка пунктуационных знаков и т. д. Список данных средств не является жестко фиксированным и может пополняться и варьироваться в зависимости от характера конкретного текста. По степени «привязанности» к вербальным знакам выделяют непосредственно прилегающие и опосредованно взаимодействующие с вербальными знаками П. с. По роли в раскрытии содержания текста и выражении авторского замысла среди П. с. выделяются самостоятельные носители информации (рисунок, фотография); средства, которые вносят дополнительные семантические и экспрессивные оттенки в содержание текста (шрифтовое варьирование, разрядка и др.); средства, не имеющие отношения к содержанию текста, но создающие оптимальные условия для его восприятия (формат листа, качество бумаги и т. п.). В целом, учитывая эту типологию, можно говорить о текстах паралингвистически активных и паралингвистически пассивных. Лит.: Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креоли-зованных и гибридных текстов) // В. я. — 1992. — № 1. — С. 71—78; Сорокин А.Л. К вопросу о роли параграфемных элементов в создании экспрессии в публицистическом тексте // Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. — М., 1990. - С. 75-84. Т. Г. Орлова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
71.74 кб

Музыка и цвет как паралингвистические средства социально-педагогической коммуникации

Ахьямова Инна Анатольевна
Статья посвящена мало разработанной проблеме использования в социально-педагогической деятельности музыки и цвета как паралингвистических средств коммуникации и механизмам их воздействия на организм человека.
Читать PDF
229.73 кб

Темпоритм в системе паралингвистических средств педагогического речевого воздействия

Савов Данила Георгиевич
В статье анализируются средства педагогического речевого воздействия в их специфике. Особо выделяются паралингвистические средства, в частности темпоритм.
Читать PDF
153.43 кб

Трансдисциплинарный подход к изучению паралингвистических средств общения детей с нарушением зрения

Севастьянова Елена Валерьевна
В статье раскрыты теоретические аспекты проблемы изучения паралингвистических средств общения у детей с нарушением зрения. Основные понятия рассмотрены с точки зрения психологии, лингвистики и психолингвистики.

Похожие термины:

  • ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

    (от греч παρά — около, возле, вне’) — это невербальные (неязыковые) средства, включённые в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию. В узком значении П.с.