Парадокс

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАРАДОКС
неожиданный вывод, который противоречит общепринятым результатам, мнениям, утверждениям.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Парадокс
результат мыслительного вывода, приводящий к возможности получения двух взаимоисключающих утверждений, каждый из которых может иметь свое подтверждение.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ПАРАДОКС
от греч. paradoxes—неожиданный, странный) — 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) неожиданное открытие в науке, опровергающее сложившуюся систему взглядов.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Парадокс
(греч. - paradoxos - неожиданный, странный) - это и суждение, расходящееся с общепринятым, и противоречие, и неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям; парадокс, сталкивая противоречия, вынуждает задуматься, задаться вопросами об их возникновении, природе и последствиях.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ПАРАДОКС
(от др.-греч. παράδοξος — ‘неожиданный, странный’) — стилистический приём, близкий к Оксюморону (см.), представляющий собой неожиданное, остроумное суждение, отрицающее общепринятое мнение и (часто только внешне) здравый смысл, но глубокое по значению.
Используя парадоксальные конструкции, автор демонстрирует необычный, нестандартный способ мышления и речи. Парадоксальные конструкции безусловно оригинальны, они привлекают внимание читателя/слушателя и способны вызывать сильный коммуникативный эффект. Иногда они передают некоторую мысль настолько глубоко (ярко, сильно), что, пожалуй, трудно найти не только более эффектную, но и более эффективную форму её выражения [Свинцов 1998].
П. основан на нарушении формально-логического закона противоречия (отклонении от логической нормы) и намеренной авторской недосказанности (отклонении от информационно-речевой нормы). Напр., парадоксы-афоризмы: Кто хочет зарабатывать деньги, не должен о них думать (Рокфеллер); Нет, не ты её — / Она тебя швыряет, игральная кость (Б. Акунин).
В П. неафористического типа противоречие, как правило, снимается авторским контекстом: Написать просто — это самое трудное. И вся повесть «Кавказский пленник» написана именно так, что она понятна даже тому, кто первый раз в жизни взял книжку в руки (Чудакова. Читайте Толстого!); Сербы называют встречу радостью, потому что всякая встреча от Бога, потому что всякая встреча — это мгновение, когда люди оказываются лицом к лицу иногда на очень короткое мгновение, а вместе с тем и навсегда, ибо, раз встретившись сердцем, верой, любовью, общей надеждой, под сенью общего креста, под сиянием общего грядущего победного воскресения, уже расстаться нельзя, расстояния земли людей не разлучают (Митрополит Антоний Сурожский).
Парадоксальные высказывания реализуются исключительно на уровне предложения, в отличие от приёма оксюморона, формально представляющего собой словосочетание. Ср.: Я — совершенство, потому что мания величия мне не присуща (парадокс) и несовершенное совершенство (оксюморон).
Сфера использования П. достаточно широка: разговорная речь, ораторская речь, публицистика, художественная и нехудожественная литература (в т.ч. научная и научно-популярная), интернет-тексты.
Лит.: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 2000; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие для вузов. М., 1999; КЛЭ. М., 1968; КРРЭСС. М., 2003; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 1998; Семен Г.Я. Лингвистическая природа и функционирование стилистического приёма парадокса: На материале англ. языка: АКД. Одесса, 1985; Темяникова Э.Б. Когнитивная структура парадокса: На материале англ. языка: АКД. М., 1998; Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М., 2005; Якунин А.В. Концепция парадокса в художественном сознании Осипа Мандельштама: АКД. Комсомольск-на-Амуре, 2002.
О.С. Кожевникова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.15 кб

Парадокс нашего века: современные педагогические концепции в обучении иностранным языкам

Антонова Евгения Станиславовна
Рассматривается проблема обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества, когда смена парадигмы общественных отношений в мире вызвала необходимость смены педагогических концепций.
Читать PDF
694.16 кб

Парадокс «Практических либеральных искусств». Пример Вагнер-колледжа и его значение для либерального

Контовски Даниэль
Анализируется учебный план Вагнер-колледжа как вариант парадоксального реформирования, осуществленного в рамках современной системы либерального образования.
Читать PDF
119.21 кб

Виды парадокса в художественном тексте

Яшина Екатерина Николаевна
The aim of the article is to analyze how a paradox functions in a fiction text and the way it is interpreted by a reader.
Читать PDF
939.41 кб

Физические задачи как средство развития парадоксального характера мышления

Кондратьев Александр Сергеевич, Ситнова Елена Владимировна
Развитие парадоксального характера физического мышления является одним из компонентов обучения физике. Наиболее эффективный путь его развития это решение физических задач, когда отсутствуют удовлетворительные алгоритмы решения.
Читать PDF
271.80 кб

Парадоксы реформы образования

Марков B. И.
Читать PDF
254.51 кб

Парадоксы русского просвещения

Стрельцов Алексей Александрович
Читать PDF
299.92 кб

Германские парадоксы: нехватка квалифицированных специалистов на фоне растущей безработицы

Зарицкий Б. Е.
Читать PDF
200.38 кб

Психолого-педагогические аспекты развития парадоксальности мышления при обучении физике в средней шк

Ситнова Елена Владимировна
Автор определяет уровни методологии решения физической задачи, выделяет психологические моменты в процессе обучения физики.
Читать PDF
2.16 мб

Формирование естественно-научной картины мира школьников на основе парадоксальности мышления

Майорова Наталья Сергеевна, Ситнова Елена Владимировна
Автор раскрывает структуру совокупности научных знаний, выделяет пути, этапы ЕНКМ.
Читать PDF
357.35 кб

Воспитание товарищеских отношений у подростков: парадоксальность? Ситуативность… системность!

Уварова Любовь Рудольфовна
В статье представлены размышления автора о воспитании товарищеских отношений у подростков.
Читать PDF
106.09 кб

Парадоксальные результаты международных исследований оценки качества образования круглый стол, 13 фе

Вопросы для обсуждения: как современная модель российского образования (включая разработку стандартов образования) учитывает результаты PIRLS и PISA? как России удержать лидерство в PIRLS в ближайшие 5 лет?
Читать PDF
492.95 кб

Реформация высшего образования: эффекты и парадоксы

Красовский Ю. Д.
Читать PDF
133.53 кб

Парадоксы дистанционного обучения

Ахметова Д.
Читать PDF
0.00 байт

К оценке современной стратегии государства в области высшего образования и о некоторых парадоксах вы

Елисеев Борис Петрович
Дается формализованная оценка стратегии государства в области высшего образования. Рассматриваются некоторые парадоксы, вытекающие из такой стратегии и предлагаются некоторые пути их разрешения.
Читать PDF
0.00 байт

Глобальное пространство культуры: разрывы современности в тенденциях и парадоксах

Багдасарьян Надежда Гегамовна
Проблема глобального будущего его конфигурации и качественных характеристик волнует сегодня не только интеллектуалов. Все большее число людей ощущает нарастание угрожающих существованию человечества тенденций.