Парадокс
ПАРАДОКС
неожиданный вывод, который противоречит общепринятым результатам, мнениям, утверждениям.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Парадокс
результат мыслительного вывода, приводящий к возможности получения двух взаимоисключающих утверждений, каждый из которых может иметь свое подтверждение.
Источник: Методологический словарь для стратегов
ПАРАДОКС
от греч. paradoxes—неожиданный, странный) — 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) неожиданное открытие в науке, опровергающее сложившуюся систему взглядов.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Парадокс
(греч. - paradoxos - неожиданный, странный) - это и суждение, расходящееся с общепринятым, и противоречие, и неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям; парадокс, сталкивая противоречия, вынуждает задуматься, задаться вопросами об их возникновении, природе и последствиях.
Источник: Глоссарий по педагогике.
ПАРАДОКС
(от др.-греч. παράδοξος — ‘неожиданный, странный’) — стилистический приём, близкий к Оксюморону (см.), представляющий собой неожиданное, остроумное суждение, отрицающее общепринятое мнение и (часто только внешне) здравый смысл, но глубокое по значению.
Используя парадоксальные конструкции, автор демонстрирует необычный, нестандартный способ мышления и речи. Парадоксальные конструкции безусловно оригинальны, они привлекают внимание читателя/слушателя и способны вызывать сильный коммуникативный эффект. Иногда они передают некоторую мысль настолько глубоко (ярко, сильно), что, пожалуй, трудно найти не только более эффектную, но и более эффективную форму её выражения [Свинцов 1998].
П. основан на нарушении формально-логического закона противоречия (отклонении от логической нормы) и намеренной авторской недосказанности (отклонении от информационно-речевой нормы). Напр., парадоксы-афоризмы: Кто хочет зарабатывать деньги, не должен о них думать (Рокфеллер); Нет, не ты её — / Она тебя швыряет, игральная кость (Б. Акунин).
В П. неафористического типа противоречие, как правило, снимается авторским контекстом: Написать просто — это самое трудное. И вся повесть «Кавказский пленник» написана именно так, что она понятна даже тому, кто первый раз в жизни взял книжку в руки (Чудакова. Читайте Толстого!); Сербы называют встречу радостью, потому что всякая встреча от Бога, потому что всякая встреча — это мгновение, когда люди оказываются лицом к лицу иногда на очень короткое мгновение, а вместе с тем и навсегда, ибо, раз встретившись сердцем, верой, любовью, общей надеждой, под сенью общего креста, под сиянием общего грядущего победного воскресения, уже расстаться нельзя, расстояния земли людей не разлучают (Митрополит Антоний Сурожский).
Парадоксальные высказывания реализуются исключительно на уровне предложения, в отличие от приёма оксюморона, формально представляющего собой словосочетание. Ср.: Я — совершенство, потому что мания величия мне не присуща (парадокс) и несовершенное совершенство (оксюморон).
Сфера использования П. достаточно широка: разговорная речь, ораторская речь, публицистика, художественная и нехудожественная литература (в т.ч. научная и научно-популярная), интернет-тексты.
Лит.: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 2000; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие для вузов. М., 1999; КЛЭ. М., 1968; КРРЭСС. М., 2003; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 1998; Семен Г.Я. Лингвистическая природа и функционирование стилистического приёма парадокса: На материале англ. языка: АКД. Одесса, 1985; Темяникова Э.Б. Когнитивная структура парадокса: На материале англ. языка: АКД. М., 1998; Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М., 2005; Якунин А.В. Концепция парадокса в художественном сознании Осипа Мандельштама: АКД. Комсомольск-на-Амуре, 2002.
О.С. Кожевникова
Используя парадоксальные конструкции, автор демонстрирует необычный, нестандартный способ мышления и речи. Парадоксальные конструкции безусловно оригинальны, они привлекают внимание читателя/слушателя и способны вызывать сильный коммуникативный эффект. Иногда они передают некоторую мысль настолько глубоко (ярко, сильно), что, пожалуй, трудно найти не только более эффектную, но и более эффективную форму её выражения [Свинцов 1998].
П. основан на нарушении формально-логического закона противоречия (отклонении от логической нормы) и намеренной авторской недосказанности (отклонении от информационно-речевой нормы). Напр., парадоксы-афоризмы: Кто хочет зарабатывать деньги, не должен о них думать (Рокфеллер); Нет, не ты её — / Она тебя швыряет, игральная кость (Б. Акунин).
В П. неафористического типа противоречие, как правило, снимается авторским контекстом: Написать просто — это самое трудное. И вся повесть «Кавказский пленник» написана именно так, что она понятна даже тому, кто первый раз в жизни взял книжку в руки (Чудакова. Читайте Толстого!); Сербы называют встречу радостью, потому что всякая встреча от Бога, потому что всякая встреча — это мгновение, когда люди оказываются лицом к лицу иногда на очень короткое мгновение, а вместе с тем и навсегда, ибо, раз встретившись сердцем, верой, любовью, общей надеждой, под сенью общего креста, под сиянием общего грядущего победного воскресения, уже расстаться нельзя, расстояния земли людей не разлучают (Митрополит Антоний Сурожский).
Парадоксальные высказывания реализуются исключительно на уровне предложения, в отличие от приёма оксюморона, формально представляющего собой словосочетание. Ср.: Я — совершенство, потому что мания величия мне не присуща (парадокс) и несовершенное совершенство (оксюморон).
Сфера использования П. достаточно широка: разговорная речь, ораторская речь, публицистика, художественная и нехудожественная литература (в т.ч. научная и научно-популярная), интернет-тексты.
Лит.: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 2000; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие для вузов. М., 1999; КЛЭ. М., 1968; КРРЭСС. М., 2003; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 1998; Семен Г.Я. Лингвистическая природа и функционирование стилистического приёма парадокса: На материале англ. языка: АКД. Одесса, 1985; Темяникова Э.Б. Когнитивная структура парадокса: На материале англ. языка: АКД. М., 1998; Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М., 2005; Якунин А.В. Концепция парадокса в художественном сознании Осипа Мандельштама: АКД. Комсомольск-на-Амуре, 2002.
О.С. Кожевникова
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.