ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ
ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ
совокупность тех идей и представлений о воспитании, которые более или менее целостно характеризуют как существующие тенденции в воспитании, так и дальнейшее их развитие. П. в. представляет исходную концептуальную схему, меняющуюся со временем и характерную для определенного этапа в развитии теории воспитания модель постановки проблем и их решения. П. в. во многом зависит от социального заказа общества, теоретической и методической вооруженности воспитателей, а также от тех традиций общества, которые сложились в этой сфере и во многом характеризуют облик как воспитателей, так и воспитуемых. В процессе теоретического обоснования воспитания выделяют три основные П. в.: парадигма социального воспитания, ориентированная на приоритет социума в воспитании человека; биопсихологическая парадигма, признающая важность взаимодействия человека с социокультурным миром; утверждающая диалектическую взаимозависимость социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 49; Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Больш. рос. энцикл., 2003. – С. 185; Саух П. Зміна парадигм соціальних наук і трансформація культуроосвітнього простору на межі тисячоліть // Освіта і управління. – 2000 (2001). – С. 26. – Т.4). Т. В. Зверко
Источник: Глоссарий современного образования.