Парадигма педагогическая
Парадигма педагогическая
устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель – стандарт решения определенного класса педагогических задач.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Парадигма педагогическая
(греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических, методологических и иных установок, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем, определенный набор предписаний (регулятивов).
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Педагогическая парадигма
это совокупность идей, представляющая собой непротиворечивую систему, выстроенную в рамках определенной методологии, которая используется в качестве теоретического проекта, модели для разрешения педагогической задачи и ее реализации в практику образовательных учреждений. (Власова Т.И.).
Источник: Глоссарий по педагогике.
Педагогическая парадигма
[см. парадигма + педагогика] – букв. теория, модель, тип постановки педагогических проблем, принятые в качестве образца для разрешения этих проблем. П.п. обуславливается конкретным историческим периодом развития педагогики как науки и прикладной деятельности. И тогда говорят, например, о современной П.п. и о классической П.п.
ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем, определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено американским историком Т. Куном.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каждом этапе развития педагогики, к-рыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене П., переходе от одной П. к др.
Источник: Педагогический словарь
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
совокупность устойчивых характеристик, которые определяют содержательное единство схем теоретической и практической деятельности независимо от степени их рефлексии. Существуют разные подходы к типологии базовых П. п. Так Е. Ямбург выделяет парадигмы когнитивной и личностной (аффективно-эмоционально-волевую) педагогики; И. Колесникова рассматривает эзотерическую, научно-техническую и гуманитарную парадигмы; Г. Корнетов различает авторитарную, манипулятивную и педагогику поддержки (Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. – 1997. – № 6. – С. 11–25; Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 43–49). Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.
Педагогическая парадигма
совокупность подходов к решению проблем образования и обучения, используемая традиционной педагогикой, ориентированных, по своей сути, на общеобразовательную школу, на получение образования детьми, не способными еще осознать свои потребности и уяснить, что образование реализует одну из их личных фундаментальных жизненных потребностей. Название этой парадигмы, как и самой педагогики, происходит от греческих слов paidos (дитя) и ago (веду), соединение которых буквально означает «детоводительство». Деятельность учителя, отвечающая такой парадигме, ориентирована на воспитание, требовательность, передачу знаний, предписание, принуждение, ежедневные задания и их контроль. Средства активизации - увлечение и акцент на интерес. При таком подходе школьник неминуемо оказывается в положении воспитуемого, ведомого, что может приводить к пассивности в учении, к стремлению учащихся любым путем не получить неудовлетворительную оценку, к потере интереса. Стремление к поиску новой парадигмы проявляется достаточно стабильно. Оно нашло свое воплощение в работах В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и других педагогов-новаторов, в разработке педагогики сотрудничества, в призывах к повороту образования в сторону развития личности. В последнее время ставится вопрос об ориентации образования на «человека культуры», которая призвана сменить прежнюю ориентацию на «человека знающего». В этой работе существенным также является замена вербальных требований к учителю рассмотрением образа профессиональной культуры учителя. Данный образ осмыслен как единораздельная целостность, гармонично сочетающая четыре образа: культуры познания, культуры труда, культуры общения, культуры самосовершенствования. Как единораздельная целостность представлен также и образ культуры общения в виде гармонии четырех образов второго порядка: культуры взаимопознания, культуры взаимопонимания, культуры взаимодействия, культуры духовестия.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы