ПАМЯТЬ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Память
важнейший познавательный процесс, обеспечивающий сохранение и накопление опыта и знаний.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПАМЯТЬ
способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ПАМЯТЬ
процессы запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторение, использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Различают следующие виды и типы П.: зрительную, слуховую, образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Память
форма психического отражения, в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Основным физиологическим механизмом П. является образование, сохранение и оживление в коре головного мозга временных нервных связей. П. бывает генетической, долговременной, индивидуальной, кратковременной, сенсорной и т.д.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Память
одна из психических функций и видов умственной деятельности (мнемическая деятельность), предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Это способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать ее в сфере сознания для организации последующей деятельности. Мнемические процессы подробно исследовал Герман Эббингауз.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПАМЯТЬ
способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная (или аффективная), образная и словесно-логическая. Дефекты памяти — одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Память
1) способность к мысленному воспроизведению, а в ряде случаев и моделированию в уме прошлого индивидуального опыта; одно из основных свойств нервной системы, имеющей способность длительно хранить поступающую извне информацию и многократно ее воспроизводить в сфере сознания и поведения. Объем П., длительность и надежность хранения в ней информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций, вырастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток мозга и усложнения его структуры. Различают два вида памяти – кратковременную – от долей секунды до десятков минут и долговременную – сопоставимую по длительности с продолжительностью жизни индивида; 2) познавательный процесс, который состоит из запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания прошлого опыта.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПАМЯТЬ
процесс сохранения, закрепления, узнавания и последующего воспроизведения человеком своего опыта, одна из важнейших познавательных функций, лежащая в основе его обучения и развития психики (восприятия, мышления, речи и т.п.). Потеря памяти ведет к распаду личности, приобретенных знаний, навыков, привычек, желаний и притязаний. Физиологической основой памяти являются изменения активности нейронов и связей между ними, а на биохимическом уровне изменения молекул РНК и ДНК. В зависимости от модальности, характера и времени запоминаемого материала различают словесно-логическую память (на мысли и слова), образную (зрительную, слуховую, двигательную), в зависимости от времени сохранения материала - долговременную (от нескольких часов до десятилетий) и кратковременную, (обеспечивающую удержание и преобразование ограниченного количества данных, поступающих от органов чувств), когнитивную память (сохраняющую знания), эмоциональную и личностную, механическую память (без установления смысловых и ассоциативных связей) и память смысловую (опирающуюся на установление и запоминание смысловых связей) и другие виды памяти. Память зависит как от врожденных качеств, так и от целенаправленного воспитания, роли деятельности индивида, различные виды памяти характеризуются разной скоростью и объемом запоминания, точностью, длительностью сохранения и временем забывания. Знание особенностей памяти у различных школьников позволяет учителю лучше организовать учебно-воспитательный процесс, добиться позитивного результата и экономии времени.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПАМЯТЬ
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Психофизиологический процесс, состоящий в отражении, закреплении и сохранении в мозгу человека его прошлого опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в коре головного мозга. Временные связи и их системы формируются при действии раздражителей на органы чувств, восприятия и при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. П. является необходимым условием использования человеком своего опыта, условием его психического развития, формирования его личности. П. выполняет функции запоминания, воспроизведения и забывания. В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают следующие виды П.: моторную, образную, словесно-логическую, эмоциональную (аффективную). По срокам действия выделяется непосредственная П., кратковременная (оперативная), долговременная П. П. обучающихся неодинакова. Индивидуальные ее особенности проявляются в быстроте, точности и прочности запоминания. Для многих людей характерно большее развитие одного из следующих видов памяти: вербальной, образной, эмоциональной или двигательной. В зависимости от того, какой материал (наглядный или отвлеченный) запоминается лучше или хуже, различают наглядно-образный и словесно-логический типы П. Следует иметь в виду различные особенности памяти (например, абстрактные слова усваиваются в два раза хуже конкретных, прилагательные – хуже существительных; объем кратковременной памяти выражается числом 7 ± 2). Учитывая индивидуальные различия П. учащихся, необходимо вместе с тем формировать у них разные виды П.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПАМЯТЬ
закрепление, сохранение и последующее воспроизводство того, что было в прошлом опыте человека (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Память является необходимым условием накопления и использования человеком своего опыта, условием его психического развития, формирования его личности. Приобретение нового опыта всегда основывается на достигнутых уже результатах, сохраняемых памятью. В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают четыре вида памяти: моторную (двигательную), образную, словесно-логическую и эмоциональную (Рис. 18).

Моторная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с образованием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной и пр. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Специфическим человеческим видом памяти является словесно-логическая память, содержанием которой служат мысли, понятия, суждения, умозаключения и слова, выражающие их. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в освоении знаний обучающимся. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоций и чувств вместе с теми объектами, которые их вызывают. Основными процессами памяти являются: запоминание, воспроизведение и забывание (Рис. 18). Запоминание – главный процесс памяти: от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных (непреднамеренных) и произвольных (преднамеренных) процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой, точностью и прочностью то, что ему необходимо в будущем, и припоминать то, что ему нужно в данный момент. Как произвольная, так и непроизвольная память может быть и долговременной и кратковременной, может быть продуктом одного или многократно повторяющихся действий. Память людей неодинакова. Индивидуальные ее особенности выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания (Рис. 18). Быстрота, точность и прочность запоминания в большой мере зависят от развития памяти: от овладения рациональными способами запоминания и воспроизведения, от выработанных привычек к организованности, точности в работе, от ответственного отношения человека к своим обязанностям и пр. В зависимости от того, какой материал (наглядный или отвлеченный) запоминается лучше или хуже, различают нагляднообразный, словесно-логический и промежуточный (средний) типы памяти (Рис. 18). Преобладание в запоминании образов или мыслей, либо отсутствие такого преимущества определяются как врожденными индивидуальными особенностями, так и требованиями жизни, содержанием деятельности людей, ее профессиональными особенностями. В зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании человеком разного материала, различают зрительный, слуховой, двигательный типы памяти. Однако чаще всего встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, слухо-двигательный, зрительно-слуховой. Литература: [47].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ПАМЯТЬ
психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. П. осуществляет связь времен - прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие личности и ее обучение. В соответствии с функциями П. различают ее осн. процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них - запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность ее воспроизведения. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Наиболее простой его формой является узнавание. Более сложная форма - воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Забывание проявляется по-разному - от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Виды П. различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в П. В соответствии с типом материала выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную П. Развернутую характеристику этих видов П. дал П.П. Блонский. П. вербальная (словесная) направлена на запоминание слов, иногда этот термин употребляется в смысле доминирования этой модальности П. над другими. Образная П. характеризуется преимущественной направленностью на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.). П. двигательная, в значительной мере автоматизированная, имеет своим объектом движения, их координацию и последовательность. Эмоциональной называют П., для которой характерно доминирование чувств, эмоций, аффективной значимости. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную П. и т.п. Зрительная П. связана с деятельностью зрительного анализатора. Слуховая П. направлена на запоминание звуков (музыки, шумов и т.д.). Осязательная П. позволяет сохранять информацию о внешнем мире. Различают в зависимости от типа мышления П. ассоциативную, логическую, опосредованную. П. ассоциативная характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно. Логическая (смысловая) П. построена на логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами. Опосредованная П. включает в себя память ассоциативную и логическую. По времени действия различают П. кратковременную и долговременную. Кратковременная (оперативная) П. обеспечивает оперативное удержание и преобразование материала, необходимого в процессе непосредственной деятельности. Перевод запоминаемого из сенсорной сферы в кратковременную П. осуществляется благодаря функции активного внимания. Продолжительность удержания информации не превышает нескольких десятков минут. П. долговременная обеспечивает длительное удержание знаний (часы, годы, иногда десятилетия), относится к умениям и навыкам, характеризуется значительным объемом удерживаемой информации. Для перевода запоминаемого материала в долговременную П. необходима его осмысленная интерпретация. Механическая (непосредственная) П. направлена на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов. Непроизвольная П. фиксирует материал вне участия произвольного внимания. При работе произвольной П. процесс запоминания осуществляется целенаправленно, при участии активного внимания. Развитие П. начинается на первом году жизни. Ее элементарные формы в виде простейших условных рефлексов наблюдаются уже в возрасте двух недель. С пятого месяца жизни отмечается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте П. имеет непроизвольный характер. Ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что оказывает на него сильное эмоциональное действие. Первые проявления произвольного запоминания отмечаются лишь на четвертом году жизни, вначале - при выполнении ребенком к.-л. поручений или заданий, особенно если они непосредственно связаны с осн. видом деятельности детей этого возраста - игрой. Интерес к игре способствует развитию преднамеренной П., т.к. создает сильное эмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемых действий. Отличительной чертой детской П. является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально окрашенные рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, еще плохо понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В школьном возрасте под влиянием систематического обучения развитие П. значительно интенсифицируется. При этом наблюдаются не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений. Усиливается использование всякого рода "опор", играющих в процессах П. опосредствующую роль, в силу чего запоминание и воспроизведение у школьников все более начинают носить опосредованный (а не непосредственный, как это было раньше) характер. Психологами разработаны многочисленные приемы усовершенствования П. При всем их многообразии в их основе лежит гл. принцип: логическая организация запоминаемого материала в противовес малопродуктивному механическому заучиванию.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПАМЯТЬ
психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. д.).
П служит необходимым условием единства психич. жизни человека, его личности.
Физиол. основа П. — образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием разл. раздражителей.
В соответствии с функциями П. различают ее осн. процессы запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них — запоминание, к-рое определяет прочность и длительность сохранения материала, полноту и точность его воспроизведения. Осн. условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умении и навыков. Наиб. простая его форма — узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в П. Более сложная форма — воспроизведение таких объектов прошлого опыта, к-рые в данный момент не воспринимаются. Узнавание, а также воспроизведение могут быть произвольными или непроизвольными. Забывание проявляется по-разному — от отд. ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое Забывание может быть устойчивым, длительным и временным.
Существуют разные виды П, функционирующие у каждого человека, и вместе с тем наиб. характерный для того или иного человека тип П. Виды П. различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в П.
В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную П. Развернутую характеристику этих видов П. дал П.Блонский, к-рый рассматривал их в качестве генетич. ступеней развития П. — от двигательной к эмоциональной, образной и далее к вербальной как высшему виду П. человека. В зависимости от того, какой анализатор принимает наиб. участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную и др. виды П.
Связь между двумя способами классификации видов П. выражается как в том, что материал одного типа может восприниматься посредством разных модальностей, так и в том, что при помощи одной модальности можно воспринимать разные типы материала.
С кон. 50-х гг. 20 в, преим в связи с изучением проблем инж психологии, особое значение придается исследованию вопроса о длительности хранения информации На этом основании П. разделяют на сенсорную (хранение не более 1,5 с), кратковременную (не более 30 с) и долговременную (постоянное хранение).
Существуют индивидуальные различия П., к-рые проявляются в преим развитии одного из видов П. — вербальной, образной, эмоциональной или двигательной Соответствующая преобладающему типу П. информация лучше запоминается и восстанавливается. Внутри указанных осн. типов П. существуют отд. подтипы (напр., П. на лица, на числа и т. д. ). Широко известны индивидуальные различия П, обусловленные способом (модальностью) восприятия информации. В этом случае лучше других запоминается один из след видов информации зрительная, слуховая, тактильная и т. д. Напр., лица с более развитой зрительной П. лучше запоминают вербальный мате риал, воспринимаемый визуально, а те, у кого лучше развита слуховая П., более легко запоминают тот же текст, если воспримут его на слух.
Одним из факторов, определяющих индивидуальные различия П., являются особенности функционирования нервной системы. Однако решающим фактором выступают различия в деятельности, осуществляемой людьми Соответственно наиб. развития достигают те типы П., к-рые более часто используются человеком.
П. любого человека индивидуальна, неповторима, т к она представляет собой отражение уникального «рисунка» деятельности конкретного индивида.
Исследование индивидуальных различий П. имеет важное значение как для определения общих закономерностей функционирования П, так и для выявления резервов ее развития у того или иного человека.
С древних времен П. придавалось большое значение, однако первые попытки ее объективного исследования были предприняты лишь в кон. 19 в В соответствии с ассоцианистской концепцией П. весь механизм запоминания сводится к образованию ассоциаций между впечатлениями, непосредственно следующими друг за другом (Г Эббингауз, Г Мюллер, Ф Шуман, А Пильцеккер и др) Эксперим исследования ассоцианистов выявили ряд важных закономерностей в области П. Однако в силу того, что ассоциа-нисты изучали только количественно-временные факторы П. (изменение кол-ва запоминаемых элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения их во времени, зависимость сохранения элементов ряда от времени между заучиванием и воспроизведением и т. д. ), их исследования не затронули такие важные проблемы, как зависимость П. от направленности и содержания деятельности субъекта, связь П. с восприятием, мышлением, речью и личностью в целом.
Представители гешталыппсихологии (В Келер, К Коффка, M Вертхаймер) подчеркивали значение структурирования материала при запоминании К Левин, в отличие от др. представителей этого направления, подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах П, но трактовал эту роль как средство изменения напряжения в силовом поле, в к-ром образуется гештальт.
Согласно представлениям А Бергсона, существуют два вида П. П -привычка, П. тела, в основе к-рой лежат физиол. механизмы мозга, и П. -воспоминание, П. духа, не связанная непосредственно с мозгом Эта теория двух видов П. служила впоследствии у ряда авторов основой резкого противопоставления меха-нич и смысловой П
Концепция П. в бихевиоризме близка к ассоцианистской Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер подчеркивали роль подкрепления при возникновении реакции на стимул, однако не учитывали зависимость этого подкрепления у человека от его сознат деятельности и особенностей личности Исходя из признания общности в поведении животных и человека, бихе-виористы исследовали вопросы усвоения и обучения гл. обр. на животных, что не позволило дать исчерпывающей содержательной характеристики процессов П. у человека.
Зависимость явлений П. от личности человека была отмечена 3. Фрейдом. По Фрейду, из П. вытесняется все, что не соответствует подсознат влечениям человека, и, напротив, сохраняется все приятное для него Эта зависимость не получила эксперим.подтверждения. Остается дискуссионным и положение Фрейда о первостепенной роли подсознательного в деятельности П.
П. Жане рассматривал П. как действие, постепенно усложняющееся и изменяющееся по своему содержанию в ходе ист. развития Он подчеркивал социальную обусловленность развития П. человека и показывал ее зависимость от деятельности людей Ф. Бартлетт указывал на социальный аспект П. человека, объясняя при помощи социальных связей возникающие при воспроизведении искажения запоминаемого материала.
Социальная природа развития П. изучалась Л С Выготским Придавая особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считая, что с их помощью происходит превращение непосредственно протекающих психич. процессов в опосредованные, Выготский видел сущность П. в активном запоминании с помощью знаков Большой вклад в изучение П. внесли П. И Зинченко и А А Смирнов.
Совр. исследования П. за рубежом проводятся в основном представителями когнитивной психологии (Р Аткинсон, А Бэдли и др) Один из осн. принципов этого направления — идея о неразрывной связи всех психич. процессов, представляющих собой единую когнитивную (познавательную) сферу человека Соответственно и П. рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека Под влиянием технического (кибернетического) подхода появилась т и блоковая модель переработки информации, в соответствии с к-рой когнитивная сфера представляет собой набор информац. хранилищ (блоков), где осуществляется обработка поступившего материала. След П. проходит последовательно через все блоки, пока не поступает на постоянное хранение в блок долговременной П.
В отеч. психологии исследуются проблемы оперативной П., структуры мне-мич. действия, кодирования информации, объема П., механизмов опознания и т. д. Осуществляется разработка филос. проблем теории П.
Развитие П. и пути ее воспитания. П. ребенка примерно до 4-летнего возраста является непроизвольной. Уже на 1-м мес жизни у него закрепляются элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные состояния. К концу 1-го полугодия появляется узнавание, а затем и воспроизведение образов отсутствующих предметов. По мере овладения ребенком навыками ходьбы и речи П. начинает быстро развиваться в результате расширения контакта ребенка с предметами и речевого общения. В процессе обогащения чувственного опыта и закрепления его в речи П. детей становится все более прочной. Если у ребенка 1 года впечатления сохраняются 1—2 нед, то к концу 3-го года они могут сохраняться до 1 года. В воспитании П. уже на 1-м году жизни необходимо использовать ориентировочные реакции ребенка на новые объекты. В дальнейшем следует расширять и углублять потребность ребенка в ознакомлении с предметами, его практич. и игровую деятельность.
В дошк. возрасте осн. место по-прежнему занимает непроизвольная П. Наряду с образной П. у дошкольников развивается и словесно-логич. П. в ее конкретной форме. К 5 годам у ребенка появляются произвольные процессы П., формируются нач. умения запоминать и припоминать. В целях подготовки детей к школе необходимо стимулировать у них развитие произвольной логич. П., используя для этого не только практич. и игровую деятельность, но и занятия в дет. саду. Эксперим. данные свидетельствуют о больших возможностях развития у дошкольников высших форм П. в процессе спец. обучения и воспитания.
Дальнейшее развитие П. происходит в процессе обучения и воспитания в школе. Уч. деятельность предъявляет все более высокие требования к непроизвольной и особенно к произвольной П. учащихся. Умение управлять своей П. — необходимое условие сознат. и прочного усвоения знаний, формирования разл. навыков и умений. Дети, поступающие в школу, владеют только нач. умениями произвольной П.: их словесно-логич. П. носит конкретный характер и тесно связана с образной П. Развивая у младших школьников конкретную словесно-логич. П., необходимо создавать основу для развития отвлеченной словесно-логич. П. у школьников ср. классов, совершенствуя ее в дальнейшем у ст. школьников.
Важно учитывать значение произвольной и непроизвольной П. в уч. работе и взаимосвязи между ними. Если ориентироваться на произвольную П., не используя в полной мере закономерности непроизвольной П., то это часто приводит к формальному усвоению школьниками знаний и к недостаткам в развитии самой П. В условиях оптимальной организации уч. материала непроизвольная П. достигает высокой продуктивности в процессе усвоения определенных знаний, умений и навыков; своими результатами она готовит почву и для продуктивной работы произвольной П. Только в этих условиях исключаются зубрежка и формализм в усвоении знаний.
Непроизвольная логич. П. успешно развивается в результате систематич. выполнения учащимися уч., познават. задач. Ее совершенствование непосредственно связано с развитием у школьников мышления, с формированием у них анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации и пр. Произвольная логич. П. развивается в результате выполнения мнемич. задач, а ее совершенствование связано с овладением учащимися способами мышления в качестве приемов запоминания и воспроизведения. Развитие мышления, являясь непосредственным условием развития непроизвольной П., служит вместе с тем необходимой предпосылкой развития произвольной П. До того как применять классификацию объектов в целях запоминания, ученик должен сначала научиться классифицировать в процессе выполнения познават. задач.
Т. о., осн. путь развития непроизвольной и произвольной логич. П. (в конкретной и отвлеченной ее форме) заключается в формировании у школьников процессов понимания, мышления как специально направленных познават. умственных действий, доведение их до обобщенных умений и навыков и применение в качестве приемов запоминания и воспроизведения. В целях рационального использования непроизвольной и произвольной П. в усвоении учащимися знаний и создания условий успешного развития этих осн. видов П. необходимо учить школьников различать познават. и мнемич. задачи (понять, разобраться в материале и запомнить его) и вооружить их умением по-разному их выполнять. При этом учитывается, что у мл. школьников установка на запоминание обычно доминирует над установкой на понимание, поэтому последняя часто подменяется первой (понимание для них является более трудным, чем запоминание, если последнее осуществляется путем простого повторения). Такая подмена приводит к формальному характеру знаний, привычке механич. запоминания, задержке развития логич. П. Между тем механич. запоминание, связанное только с повторением материала, без его понимания, не является неизбежным. Оно — результат недостатков в руководстве развитием и воспитанием П. у детей. Воспитание П. необходимо связывать с воспитанием всех сторон личности школьников, с воспитанием мотивов учения, чувства долга и ответственности, привычек к волевым усилиям и т. п.
Лит.: Рыбников Н. А., Память, ее психология и педагогика, М.-Л., 1930; Ле-онтьев А. Н., Развитие памяти, М., 1931; Блонский П. П., Память и мышление, М., 1935; Смирнов А. А., Память и ее воспитание, М., 1948; его же, Проблемы психологии памяти, М., 1966; 3 а и к о в Л. В., Память, М., 1949; Вопросы психологии памяти. Сб., под ред. А. А. Смирнова, М., 1958; 3 и и -ч с и к о П. И., Вопросы психологии памяти, в сб.: Психологическая наука в СССР. т. 1, М., 1959; Смирнов A. A., Развитие памяти, там же; Зинченко П. И., Реп-кина Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти, ВП, 1964, №6; Зинченко П. И., Середа Г. К., Непроизвольная память и обучение, СП, 1964, № 12; Роговин М. С. Филос. проблемы теории памяти, М., 1966; Возрастные и индивидуальные различия памяти, под ред. А. А. Смирнова, М., 1967; Соколов Е. Н., Механизм памяти, М., 1969; Эксперим. психология. Сб. ст., ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 4, М, 1973; Кладки Р., Память человека, пер. с англ., М., 1978; Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М., 1979; А т к и и -сон Р., Человеческая память и процесс обучения, пер. с англ., М., 1980.
В. А. Крутецкий.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.99 кб

Благодарная память

Катченкова Ирина Семеновна
В статье приведены воспоминания И. С. Катченковой, учитель истории средней школы № 17 Василеостровского района Санкт-Петербурга, выпускницы 1985 г. исторического факультета ЛГПИ им. А. И.
Читать PDF
75.83 кб

Благодарная память

Галицких Елена Олеговна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Год учителя продолжил благородную просветительскую традицию с помощью книги формировать уважение к личности педагога-ученого.
Читать PDF
205.81 кб

Вечная память

Читать PDF
202.53 кб

Память об учителе

Кузнецова Фаина Силантьевна
Читать PDF
211.39 кб

Люди и память

Помогаев В. В.
The article reviews V.P. Baranov's book «People and Memory».
Читать PDF
534.23 кб

Экспериментальное исследование и феноменологическое моделирование реономных свойств сплавов с память

Мовчан Андрей Александрович, Тант Зин Аунг
Экспериментально установлено и феноменологически описано явление развития деформации со временем при мягком изотермическом ступенчатом нагружении и разгрузке образцов из никелида титана, находящегося в мартенситном состоянии.
Читать PDF
489.04 кб

Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России

Вяземский Е. Е.
Характеризуются основные научные и мировоззренческие подходы к трактовке исторических событий.
Читать PDF
55.37 кб

Память о дорогом учителе

Воронова Татьяна Владимировна
Биографический очерк Г. В. Михеевой и собрание 11 небольших эссе – воспоминаний о библиотековеде Г. Г.
Читать PDF
112.85 кб

Захар Корганов (Зураб Корганашвили) в память о первом (?) грузинском студенте Санкт-Петербургского у

Харатишвили Генрико Сергеевна
Читать PDF
6.47 мб

Историческая память о войне в сознании студенчества

Федорова Светлана Ивановна
В статье рассматриваются проблемы исторической памяти, студенческая молодежь как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной общественной силы.
Читать PDF
195.49 кб

Историческое сознание, историческая память и учебник истории: взаимосвязь и взаимовлияние (к вопросу

Федорова Надежда Георгиевна
Читать PDF
198.76 кб

Память о Владимире Васильевиче Ржевском

Рудаков В. В.
Читать PDF
508.03 кб

Соотношение понятий "память" и "мнемические способности" в общей и музыкальной педагогике

Сидоренко Алиса Леонидовна
В статье рассматривается корреляция понятий "память" и "мнемическая способность" в общей и музыкальной педагогике
Читать PDF
0.00 байт

В память об учителе

Иванова Светлана Вениаминовна
Читать PDF
0.00 байт

«Историческая память» в структуре профессиональных компетенций политолога

Шестов Николай Игоревич
В публикации анализируются основные противоречия в подходах к формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов-политологов в процессе приобретения ими исторических знанийкомплекса исторических знаний, заложенны

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

    память, рассчитанная на длительное хранение и многогранное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

    То же, что аффективная память. Память на чувства, эмоции, вызываемые теми или иными объектами; полезна в изучении иностранных языков тем, что закрепляет единство логического и чувственнонаглядног
  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

    память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени (до 30 с), до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную па
  • СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

    Память на мысли в словесной (вербальной) форме; обеспечивает мыслительную и речевую деятельность человека.
  • МОТОРНАЯ ПАМЯТЬ

    То же, что двигательная память. Память на движения и действия, которые становятся привычками и навыками. Применительно к речи выделяют речедвигательную память. М. п. участвует во всех видах речевой
  • Память виртуальная

    virtual memory) – комплекс программ и запоминающих устройств в компьютере.
  • НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ

    То же, что мгновенная память, немедленная память и первичная память. Психофизиологический процесс запечатления и начального удержания в памяти только что воспринятого материала. Роль Н. п. значит
  • ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ

    память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы; бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

    запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и труд
  • ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

    память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.
  • Память иммунологическая

    [память + иммунитет] – способность иммунной системы организма после первого взаимодействия с антигеном специфически отвечать на его повторное появление в организме. Позитивная П.и. – ускоренный
  • Память оперативная

    вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
  • Память сенсорная

    [память + лат. sensus – чувство, ощущение] – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки
  • СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

    Вид памяти; способность запоминать звуковые комплексы и воспроизводить их. В обучении иностранному языку С. п. необходима для усвоения интонаций, орфоэпии, для овладения навыками выразительного ч
  • СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ

    Вид памяти, который основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов и явлений. В противоположность С. п. механическа
  • ВЕКСЛЕРА ШКАЛА ПАМЯТИ

    тест для психометрического исследования функции памяти. Разработан Д. Векслером в 1945. Состоит из ряда субтестов, направленных на изучение механической, смысловой и ассоциативной памяти. Дает возм
  • Увековечение памяти

    форма прославления поступков или деятельности какого-либо человека, сделавшего очень много во благо и славы страны и народа. Эта форма может состоять: в присвоении звания; воинских и трудовых нагр
  • МЕТОД КАРТА ПАМЯТИ

    Технология обучения, построенная на основе записи (визуализация мыслей) мыслей, идей, ассоциаций (карта памяти, англ. Mind-Map). Тема текста обозначается в центре листа, после изучения текста основная т
  • Памяти процессы

    запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Эффективное запоминание обеспечивается сочетанием направленности на запоминание и высоких форм интеллектуальной активности. Дл
  • УГОЛЁК уголёк памяти

    обычай, существовавший в ряде пионерских лагерей, прежде всего, в «Артеке». В конце пионерской смены ребята берут на память угольки от прощального костра. Об «Артеке» 1930-х гг.: «Остановимся на стихо