ПАМФЛЕТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАМФЛЕТ
англ, pamphlet—памфлет, от названия старинной сатирической комедии Pamphilet)—острая обличительная статья, брошюра, обычно политического злободневного характера.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПАМФЛЕТ
(от греч. παμφλεγω — ‘всё воспламеняю, всё испепеляю’) — сатирический художественно-публицистический жанр «с резко выраженной обличительной, часто полемической направленностью и определённым социально-политическим "адресом"» [Калашников 1987: 266].
П. ведёт своё происхождение от греческого жанра диатрибы. В античности его традиции складывались в произведениях Демосфена, Аристофана, киников и Лукиана. Как жанр П. оформился в эпоху Реформации (М. Лютер, Э. Роттердамский, У. фон Гуттен). Затем в XVII в. традиции злой сатиры продолжали Б. Паскаль, Дж. Мильтон, Д. Дефо, Дж. Свифт. В XVIII в. широкую известность получили П. Вольтера, энциклопедистов и Сьейеса, в XVIII в. к этому обличительному жанру обращались В. Гюго и Э. Золя, а в XX в. — писатели-антифашисты Г. Манн, Э.Э. Киш и др. В России у истоков П. стоят П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев и А.И. Герцен. Образцы жанра созданы М.Е. Салтыковым- Щедриным, Л.Н. Толстым, М. Горьким и др.
Цель П. — полная дискредитация идеологии, негативного, с точки зрения автора, общественного явления или одиозного лица посредством осмеяния, содержащего иронию и сарказм. Воздействуя непосредственно на общественное мнение, П. вызывает в социуме гнев, негодование и отвращение по отношению к объекту сатиры. Отличительными признаками жанра являются масштабность предмета разоблачения и его критики, гротеск, переходящий в абсурд, повышенная экспрессивность, представленная категориями эмоциональности, оценочности, образности и интенсивности, а также пафос. Как правило, зло в П. персонифицировано, и его носители названы поимённо. Основной способ создания отрицательного образа представлен механизмом сатирической типизации с превалирующим художественным началом. В состав характерных для П. стилистических приёмов входят перифраза, эпитет, метафора, сравнение, гипербола, стилистический контраст, вопросно-ответный ход, стилистическая конвергенция и др. (см. соотв. статьи). Жанру П. свойственна высокая степень насыщенности прецедентными текстами. Выделяется П. среди других жанровых единиц небольшим объёмом.
В настоящее время этот остросатирический жанр можно встретить на страницах печатных изданий, телевидении, радио, в пространстве Интернета (B.C. Бушин, В.М. Коклюшкин, В.И. Новодворская, А.А. Пионтковский, А.А. Проханов, Т.Н. Толстая, В.А. Шендерович, Алкей, Антигон, Тиртей, Фиест и др.). Развитие П. осуществляется в процессе гибридизации, сопровождающем перестройку традиционной жанровой системы российских СМИ. Процесс размывания жанровых границ спровоцировал появление гибридных жанровых форм, среди которых можно выделить П.-панегирик, П.-политический комментарий, П.-фельетон, П.-авторская колонка, П.-пост и др. Возникшие гибриды обладают новыми жанровыми свойствами: усиление авторской субъективности, аналитичность, абсурдизация, увеличение объёма текста и др. (А.А. Пионтковский: www.grani.ru/opinion/piontkovsky/rn. 188644.html; А.А. Проханов: www.zavtra.ru/content/ view/2010-09-2211/; Т.Н. Толстая: www.tanyant.livejournal.com/#entry_94852). А.Н. Тепляшина полагает, что признаком П. является толерантность. Считаем это утверждение неверным, поскольку оно несовместимо с основной целевой установкой П. Под толерантностью понимают «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [БЭС 2000: 1209].
Активно развивается и такое явление, как памфлетность. В широком смысле памфлетным может быть назван текст, обладающий типичными свойствами одноимённого жанра, перечисленными выше. В современной журналистике памфлетное начало присуще текстам разной жанровой принадлежности (В.М. Коклюшкин: www.aif.ru/society/article/50908; Тиртей: www.ng.ru/titus/2012-03-30/l_filantropia.html).
Существующая теория П. имеет большую литературу в журналистике и литературоведении, поэтому актуальной задачей является изучение жанра с лингвистических позиций.
Лит.: Большой энциклопедический словарь. М. СПб., 2000; Кайда Л.Г. Стилистический облик современного памфлета // Поэтика публицистики. М., 1990; ЛЭС. М., 1987; Пастухов А.Г. Политический памфлет: (не)умирающий жанр? // Жанры речи. Жанр и язык. Вып. 6. 2009; Салимовский В.А. Жанр (литературный) // СЭСРЯ. М., 2006; Салимовский В.А. Речевой жанр // СЭСРЯ. М., 2006; Тепляшина А.Н. Творческая природа комического: жанровая парадигма современной журналистики: АКД, 2007; Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М. 2002; Ткачев П.И. Сатиры злой звенящая строка: Природа смеха в памфлете. Минск, 1980; Щербаков А.В. О системном представлении жанрового поля языка/речи (на материале газетно-публицистических жанров) // Речевое общение. Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. 2006. Вып. 8—9 (16—17).
С.В. Серова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.