ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ

Найдено 1 определение
ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ
стилистический приём, заключающийся в перенесении свойств и признаков неживого, предметного на человека, природные явления, абстрактные понятия, животный и растительный мир. Напр.: Потом чародей отворил окошко, повёл рукою по воздуху Невского проспекта и захватил полную горсть городских сплетен, слухов и рассказов... (В. Одоевский); Они (русские девки. — Т.К.) визжат, как визжали и встарь, дрожа всем своим естеством, конвулъсируя, визжат в беспамятстве, с отлетевшим в канаву сознанием (Викт. Ерофеев).
В узкой трактовке О. — «представление человека как неодушевлённый предмет; уподобление живого неживому» [Торте 2007: 33]; сопоставление человека, его качеств с чем-то неодушевлённым: железный нарком, каменное сердце, золотая голова [Хазагеров 2009: 261].
В художественной речи наиболее часто О. подвергаются абстрактные понятия. Это можно объяснить, во-первых, существованием в речевой практике стереотипа, восходящего, очевидно, к мифологическому сознанию, в котором «...любой концепт с абстрактным, отвлечённым содержанием представлен в качестве конкретно-чувственного представления»; во-вторых, тем, что многие абстрактные концепты в общеязыковой системе имеют «потенциал образного, овеществленного осмысления» [Радбиль 2006: 113].
О. обычно рассматривают как разновидность метафоры, хотя способы его выражения различны. Ср., напр.: Ксюша — это как закрытый занавес перед началом спектакля, когда пиликают нечто незаконченное скрипки, из-за кулис выглядывают актёры, но что сейчас произойдет на сцене — неизвестно (Р. Солнцев) — О. в форме развёрнутого сравнения; Мысль замерзает на лету / и отпадает в виде снега (Д. Румянцев) — О. в форме катахрезы; -А где твоя жена? — Она в ломбарде. — Да? И сколько же ты думаешь за неё получить? — вопрос, используемый в норме по отношению к вещи, а не к человеку.
О. свойственны изобразительная и эмоционально-оценочная стилистические функции, причём О. человека используется, как правило, с целью его отрицательной характеристики. О. в разговорной речи является, напр., именование мужчины дубиной, лаптем, валенком и т.п. Такие слова имеют пейоративную окраску.
О. — один из недостаточно изученных стилистических приёмов. В различных трактовках его называют также антипрозопопеей, деперсонификацией, антиолицетворением (термин И.В. Пекарской), инанимацией (термин Б.Т. Танеева) и опредмечиванием (термин В.П. Москвина).
Лит.: Танеев Б.Т. Противоречие в языке и речи: Монография. Уфа, 2004; Торте М.А. Фигуры речи: терминологический словарь. М., 2007; Москвин В.И. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Переверзева Н.А. Метафорическая и метонимическая деперсонификация в современном немецком языке: КД. Белгород, 2010; Радбиль Т.Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие: монография. М., 2006; Романенко О.В. Олицетворения и овеществления в языке романа Э.М. Ремарка «Возлюби ближнего своего»: сопоставительный анализ подлинника и переводов: КД. Краснодар, 2002; Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.