ОТКАЗ

Найдено 1 определение
ОТКАЗ
или НЕСОГЛАСИЕ, — 1. Наименование ситуации общения, когда а) даётся отрицательный ответ на побуждение что-л. сделать, а также б) выражается разногласие с мнением собеседника; 2. Стереотипные выражения, с помощью которых осуществляется отказ, несогласие.
О. относится к неблагоприятным для адресата речевым действиям, поэтому этикетная составляющая речевого поведения здесь велика: выражения сожаления, извинения, ссылки на объективные трудности в выполнении просьбы и т.д., т.е. смягчение негативного впечатления от О.
О. являются второй репликой диалога, так что выбор уместного выражения диктуется не только социальными признаками и ролями собеседников, но и характером первой реплики, напр.: — Сходи за хлебом! -Мне некогда, извини; — Могу ли я пригласить вас в театр? — К сожалению, я вынуждена отказаться, я бы с радостью, но...
Основные выражения отказа: Нет, я не могу; Никак не могу; Нет, никак не могу (это сделать); К сожалению, никак не могу; Мне очень жаль, но я никак не смогу (это сделать).
Отсрочка выполнении просьбы и т.д.: Не сейчас; Не сегодня; Не в ближайшее время; К сожалению, сейчас нет времени (очень занят(а), мне некогда и т.д.).
Вежливость О. демонстрируется ссылкой на объективную невозможность при субъективном желании выполнить просьбу и т.д.: Я бы с удовольствием, но никак не могу; Я бы с радостью, но вынужден отказаться; Я бы рад (-а) вам помочь, но (в ближайшее время слишком занят); Мне очень жаль, но я должен (-жна) отказать(ся); К сожалению, не имею возможности (вам помочь); Очень сожалению, но вынужден (-на) отказать(ся); Мне хотелось бы ответить согласием, но...; Я хотел (-а) бы это сделать, но не могу и др.
Выражения бессилия оказать помощь: Я не в силах (вам (тебе) помочь); Я бессилен (-льна); Не в моих силах (это сделать); Это выше моих сил.
По отношению к вышестоящему, «чужому», в официальном общении на «Вы» прямой перформатив пригоден лишь для категорического отказа на грани речевого конфликта: Я отказываюсь (это делать).
Основные выражения несогласия с мнением собеседника: Вы (ты) неправы (-ав, -ава); Это, конечно (безусловно, несомненно, бесспорно и т.д.) не так; Я не согласен (-сна) с вами (тобой); Я не согласен (-сна) с вашим (твоим) мнением (оценкой, доводами и т.д.); Я не разделяю вашего мнения (позиции и т.д.); С вами (тобой) невозможно (нельзя) согласиться; Я возражаю (против этого, против такого мнения и т.д.); Позволю себе не согласиться с вами (возразить вам); Должен (-жна) возразить вам; Не могу не возразить вам.
Смягчение несогласия: Может быть (возможно), я ошибаюсь, но... ; Мне кажется, что (вы неправы и т.д.); Может быть (возможно), я не прав (-ва), но... ; Хотелось бы согласиться с вами, но... и др.
Большинство приведённых выражений носят стилистически повышенный характер и уместны в официальной обстановке общения.
Лит.: Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975, 1984; Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1979, 1982, 1986; Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001; Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982, 1987; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982, 1984; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002, 2004; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.
Н.И. Формановская

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
668.26 кб

Роль аргументации при изучении темы «Вежливый отказ» в школьном курсе русского языка

Каменева Ольга Викторовна
Статья посвящена вопросу использования аргументации при обучении школьников культуре речевого общения. Вежливая форма отказа в ответ на просьбу невозможна без убедительных доводов коммуникантов.
Читать PDF
109.62 кб

Новая парадигма управления отказ от «Рационализма»?

Ветров Ю. , Игропуло И.
Читать PDF
261.50 кб

Отказ от фундаментализма и наукоцентризма как эпистемологическая проблема исследования воспитания в

Карпова Ольга Сергеевна
Раскрываются эпистемологические проблемы обоснованности и истинности научного знания в сфере воспитания, обусловленные отказом от фундаментализма и наукоцентризма.
Читать PDF
282.22 кб

Гуманизация учебного процесса отказ от авторитарно-императивного стиля обучения

Урунова Х.
Humanization of the Educational Process as a Rejection of Authoritarian Approach H.