Отчуждение
ОТЧУЖДЕНИЕ
(УДАЛЕННОСТЬ, ДИСТАНТНОСТЬ) – ситуация, когда индивид отдален и разъединен с окружающим обществом; ощущение бессилия в социальной жизни. Выражается в таких переживаниях субъекта, как чувство обособленности, одиночества, отверженности, потери своего «Я» и др. Амплитуда эмоциональной окрашенности подобных отношений колеблется от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Отчуждение
нем.) – разрыв изначально существующего единства между субъектом, осуществляющим деятельность, и его функцией и результатом труда, выполняемой и полученным в этой деятельности. Сущность отчуждения состоит в том, что на определенном историческом этапе развития общества, в результате разделения труда, продукты человеческой деятельности превращаются в самостоятельную, независимую от людей силу, господствующую над ними и даже враждебную им. Отчуждение выражается в персонификации вещей, деперсонализации человека. Так, например, происходит с деньгами, с богатством. Возможно и духовное отчуждение, когда происходит обезличивание человека в групповой деятельности. «Коллективность» иногда бывает иллюзорной, неподлинной, если выступает как внешняя сила по отношению к личности. Отчуждение ведет к обеднению природы субъекта, извращению и перерождению реалий. Церковь считает, что отчуждение в человеке появилось с грехопадения, с тех пор, как Бог, даровав человеку свободу, возложил на него ответственность за самого себя. Человек, приписав себе все заслуги, стал зависим от внешнего мира, внешнее стало определять жизнь человека, ко всему человек стал относиться как к средству своего существования, в том числе и к самому человеку. Преодоление состояния отчуждения возможно лишь благодаря глубокой вере во Всевышнего и его любовь.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ОТЧУЖДЕНИЕ
явление, характеризующее превращение результатов мышления и деятельности человека в самостоятельную силу, господствующую над ним. Отчуждение — одна из центральных категорий в философии Гегеля. С его точки зрения, природа и история суть объективация абсолютного духа. Преодоление отчуждения духа Гегель связывает с осознанием его неистинности. Л. Фейербах дает антропологическую трактовку отчуждения; его истоки, по Фейербаху, в психологическом состоянии человека — чувстве страха, неуверенности, зависимости, — обусловленном его существованием в «неистинных» социальных условиях. Не обладая реальным счастьем, люди заменяют его различными образами своей фантазии, своего воображения. Религия, считает Фейербах, — форма самоотчуждения человека, искаженное самоотражение человеческой сущности. К. Маркс, изучая проблему отчуждения, акцент сделал на его социальном значении. Феномен отчуждения, по Марксу, свойствен классово-антагонистическим общественно-экономическим формациям и прежде всего — капиталистической. Фундаментальное проявление отчуждения в капиталистическом обществе — отчуждение труда, отчуждение в процессе труда, отчуждение продуктов труда у трудящихся, у тех, кто непосредственно трудится и создает продукты. В философии XX в. при характеристике отчуждения первостепенное внимание обращается на утрату человеком ряда его сущностных проявлений, на «обесчеловечивание» человека. Основными признаками отчуждения считаются безысходность, бессмысленность существования, утрата традиционной системы ценностей, ощущение одиночества, разрушение аутентичности личности, т.е. самоотчуждение (Дюркгейм, Шпенглер, Вебер, Сартр, Ясперс, Хайдеггер, Фромм, Маркузе и др.). Отчуждение — сложный феномен. В реальной жизни отчуждение человека существует не только в сфере экономики, но и в сфере политики, государства. Устранение отчуждения — длительный процесс. Отчуждение обусловлено развитием производства, науки, техники, демократии, образования, культуры. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.