ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТЕМУ И РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЙ

Найдено 1 определение
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТЕМУ И РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЙ
взаимосвязанные характеристики, с помощью которых можно описать тему и результаты исследования. С нашей точки зрения любую тему и результат можно представить в виде трех взаимосвязанных компонентов: объектного, преобразующего и конкретизирующего.
Объектный компонент характеризует продукт исследования предметно-категориально, т.е. показывает, что получено в итоге работы: концепция, метод, классификация, принцип, рекомендация, алгоритм и т.п. В зависимости от области и направления науки объектный компонент может быть представлен на общенаучном, общепедагогическом или конкретно-научном уровне различными наборами типами знаний (тип, или вид, знания здесь-одно из понятий предметной категории, образующих группы значимых для педагогики понятий; отождествляется с "видом " результата исследования). На общенаучном уровне результат описывается в наиболее обобщенной форме безотносительно указания области, к которой он относится. Это общенаучные знания: концепция, типология, алгоритм, классификация, концепция, метод, гипотеза и т.п.
На общепедагогическом уровне результат соотносится с конкретной областью педагогики, относительно которой ведется исследование. Концепция, типология, методика и т.д. могут быть в дидактике, школоведении, теории воспитания и других областях. Конкретно-педагогический уровень дополняет, уточняет и детализирует общепедагогический уровень применительно к отдельным методикам. Конкретизация может идти по направленности, предметному содержанию образования, форме, методу, принципу организации обучения, типу учебного заведения, возрасту учащихся и т.д. Преобразующий компонент показывает, что собственно было совершено с объектной частью: уточнение, определение, разработка и т.д. (основных понятий педагогики, изменений или показателей процесса обучения и воспитания, условий развития познавательной деятельности, методики преподавания и т.п.), т.е. характеризует полученный итог как определенный вид движения научной мысли: собирался ли исследователь разработать новый метод обучения или воспитания, уточнить или дополнить методику преподавания, определить условия повышения эффективности процесса, внедрить в практику ту или иную инновацию.
Преобразующий компонент выражается уже в задачах исследования. Он включает: уточнение, определение, разработку, реализацию, конкретизацию, формирование, освоение, внедрение и т.д. (понятий, состава, структуры, содержания дидактической системы, концепций обучения и воспитания,, определенных педагогических целей, познавательной самостоятельности, значимых коммуникативных умений, целостной профессиональной деятельности, готовности учащихся к ТРУДУ" профессионально-ориентированных знаний и т.п.).
В ряде случаев объектный и преобразующий компонент совпадают, т.е. объектный компонент одновременно может быть и преобразующим. Например, внедрение может выступать как самостоятельный результат и одновременно быть преобразующим компонентом для других объектов (метод, концепция, инновация). Такое совпадение синонимическое, фактически это независимые категории, рассматривать которые в каждом случае нужно самостоятельно. Конкретизирующий компонент результата уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходят преобразования объектной части результата педагогического исследования. Это: уточнение места и времени, в границах которых ведется исследование (например, диссертация Шевченко А.Н. "Формирование гуманистической воспитательной системы начальной школы (средствами методики коллективной организаторской деятельности)", диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, М., 2001. Объектный компонент —гуманистическая воспитательная система начальной школы. Преобразующий компонент-формирование. Конкретизирующий компонент-средствами методики коллективной организаторской деятельности. Уточнения могут касаться не только отдельных факторов, но и различных их сочетаний: места, времени, условий, методов и средств обучения. Каждая педагогическая дисциплина располагает своими средствами подведения итогов исследования.
В дидактике, например, ими могут быть как теоретические, так и практические рекомендации: уточнение основных понятий (обучение, учение, преподавание, метод, средство, форма и т.п.); разработка новых методов, средств и форм обучения; выявление закономерностей учебного процесса, принципов проверки и оценки знаний; разработка различных дидактических моделей; изучение специфики работы сельских и городских школ и т.д. В истории педагогики-закономерности развития педагогических идей, становления учебных заведений; анализ педагогической мысли за определенный период времени; изучение наследия выдающихся педагогов прошлого и т.д.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.