ОШИБКИ В СОГЛАСОВАНИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОШИБКИ В СОГЛАСОВАНИИ
Распространенный вид ошибок изучающих язык, который находит выражение в неверной синтаксической координации подлежащего и сказуемого, а также определения и определяемого слова. Нарушения норм согласования связаны либо с незнанием говорящими и пишущими некоторых правил грамматики, либо с недостаточной рефлексией (отсутствием склонности анализировать свои речевые произведения с точки зрения нормативности).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОШИБКИ В СОГЛАСОВАНИИ
грамматико-синтаксические ошибки, заключающиеся в нарушении синтаксической координации между подлежащим и сказуемым, определением и определяемым словом.
В зависимости от характера нарушений, возникающих при построении синтаксических конструкций с согласованием, выделяются следующие наиболее частотные типы ошибок.
1) Использование формы мн. числа глагола-сказуемого при подлежащем, выраженным собирательным сущ., напр.: *Вся беднота собрались и ждали на площади. Норма: Вся беднота собралась и ждала на площади. Грамматическое согласование глагола-сказуемого с подлежащим, выраженным собирательным сущ., требует постановки сказуемого в ед. числе. Однако в некоторых случаях (по условиям контекста и при определённом стилистическом задании) допустимо использование мн. числа (согласование по смыслу). Сказуемое может ставиться во мн. числе, если: а) связка согласуется не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого (обратное согласование), напр.: Большая часть из них были весьма образованные люди; б) собирательное сущ. имеет при себе управляемое сущ. в род. падеже мн. числа, напр.: Большинство увлечений были мимолётны. О постановке сказуемого во мн. числе при подлежащем, имеющем в своём составе собирательное сущ. с количественным значением см. подробнее в [Горбачевич 1989; Розенталь 1987; Розенталь 2004].
2) Использование формы мн. числа глагола-сказуемого при подлежащем, выраженном сочетанием собирательного сущ., обозначающего считаемые предметы (стая, стадо, толпа, полк), и сущ. в род. падеже мн. числа, напр.:*7а/ша подростков шли из кинотеатра. Норма: Толпа подростков шла из кинотеатра.
3) Употребление сказуемого в форме третьего лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего (обычно встречается в предложениях, где сказуемое стоит перед подлежащим), напр.: * Чтобы победить в конкурсе, нужно знания, умения, коммуникабельность, быстрота реакции и многое другое. Норма: Чтобы победить в конкурсе, нужны знания, умения, коммуникабельность, быстрота реакции и многое другое.
4) Использование формы мн. числа глагола-сказуемого при подлежащем, выраженном личным местоимением первого лица ед. числа, напр.: *Ты не против, если я с Димой домой приедем?.Норма: Ты не против, если я с Димой домой приеду?.
5) Ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение. По общему правилу сказуемое должно согласоваться с подлежащим, а приложение не должно влиять на согласование. Однако в речи могут встречаться случаи рассогласования в роде, напр.: *Дерево дуб был очень высоким и раскидистым. Норма: Дерево дуб было очень высоким и раскидистым. Тем не менее, в отдельных случаях сказуемое может сочетаться не с подлежащим, а с приложением (не грамматически, а по смыслу). Обычно это происходит в случаях, когда приложение более конкретно по значению, чем подлежащее, и сопровождается обособлением, напр.: Её любимый наставник, пожилая учительница русского языка, часто вспоминалась в эти дни.
6) Использование формы мн. числа глагола-сказуемого при подлежащем, выраженном вопросительным местоимением, напр.: *Кто из студентов уже сдали зачёт?. Норма: Кто из студентов уже сдал зачёт?.
7) Использование формы мн. числа глагола-сказуемого при подлежащем, выраженном неопределённым или отрицательным местоимением, напр.: *Никто из них не могли выполнить это задание. Норма: Никто из них не мог выполнить это задание.
8) Ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым сущ. По правилу сказуемое согласуется в соответствии с грамматическим родом несклоняемого слова, но в речи часто наблюдаются ошибки, напр.: *Кенгуру ускакала; *Тюлъ гармонировала с обстановкой; *Монпасъе был очень вкусным. Норма: Кенгуру ускакал; Тюль гармонировал с обстановкой; Монпасье было очень вкусным.
9) Ошибки в согласовании сказуемого и несклоняемой аббревиатуры. Согласно правилу при несклоняемости аббревиатуры сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного наименования. Примеры нарушений: *АООТ «Крокус» не выполнила требования. Норма: АООТ «Крокус» не выполнило требования (правильным является выбор окончания среднего рода, т.к. ведущее слово аббревиатуры — общество).
10) Ошибки в координации сказуемого с рядом однородных подлежащих, напр.: *В гостиной стоял диван, кресла и стол. Норма: В гостиной стояли диван, кресла и стол.
11) Ошибки в согласовании между определением и определяемым словом (обычно рассогласование в роде, числе, падеже), напр.: *Всем сотрудникам, закончивших работу, можно идти домой (ошибочный выбор падежного окончания определения: определяемое слово диктует выбор окончания дат. падежа, а использовано окончание род. падежа; правильно: всем сотрудникам, закончившим работу).
Нарушения норм согласования отражают невысокий уровень речевой культуры, бедность знаний в области грамматики, недостаточный контроль над собственной речью. Исправление и предупреждение такого рода ошибок связано с работой над повышением уровня культуры речи, овладением грамматическими нормами русского языка.
Лит.: Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М., 1962; Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. для вузов по спец. «журналистика». М., 1987; Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 2004; Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994; Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., 1997.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.