ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ТЕКСТА

Найдено 1 определение
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ТЕКСТА
В самом общем виде они могут быть представлены как следствие недостаточной сформированности Текстовой компетенции (см.). Безусловно, приступая к составлению текста, автор прежде всего должен чётко знать, что он хочет сказать, кому предназначена информация, на какой эффект он рассчитывает. Слабое владение материалом, наличие фактологических ошибок сведёт на нет все усилия по конструированию текста. Автор должен знать, что предмет, адресат, цель обусловливают сферу использования языка и, следовательно, текст должен получить лексическое, морфологическое, синтаксическое и стилистическое выражение, соответствующее конкретному жанру научных, публицистических, официально-деловых, разговорных или художественных текстов. Все языковые средства должны отбираться в соответствии с признаком уместности.
Следующий этап — продумать композицию текста, т.е. структурировать содержание. Умение ранжировать фрагменты содержания по их значимости, следовательно, вычленить главное и положить его в основу содержательной структуры текста, не растворить главное в массе второстепенного, сопутствующего — важный фактор успеха. Эффективное воздействие на потенциального получателя сообщения во многом зависит от умения сформулировать т.наз. «сильные позиции» текста: заголовок (если он требуется), зачин и концовку в соответствии с их функциями и правилами оформления. Нечёткая формулировка темы в начале и выводов в заключительной части относятся к важнейшим показателям неумелого тексто-производства.
Основные факторы неэффективного исполнения основной части текста: нечёткость, непоследовательность, бессистемность изложения материала как следствие некорректного членения на микротексты (ССЦ/ СФЕ), отсутствия сигналов перехода к новой микротеме; неудачная разбивка на Абзацы (см.) в их соотнесённости с тематическим членением; нарушение логики изложения и обоснования выводов; противоречивость суждений и классификаций (если таковые есть); неоправданный отход от темы; недостаточное акцентирование основной мысли текста; ослабление динамичности изложения за счёт неоправданного и невариативного повторения мыслей, формулировок, цитат. Грубейшая ошибка — смешение способов языкового оформления текстов разного типа: повествования, описания, рассуждения, определения (дефиниции).
Хорошее восприятие текста, его эффективность в большой мере зависят от реализации важнейшей категории текстуальности — связности. Именно она делает совокупность предложений целостным произведением, обеспечивает тематическое, коммуникативное и структурное единство микро-и макротекста. Поэтому недостаточное владение средствами связи компонентов предложения и межфразовой связи, незнание их функционально-жанровой специфики снижает степень нормативности и эффективности текста.
Лит.: Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998; Лосева Л.М.Как строится текст: пособие для учителей. М., 1980; Мещеряков В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст: учеб. пособие. М., 2004; Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике. 2010—2011 уч.г.; Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. М., 2008; Синцов Е.В. Русский язык и культура речи : учеб. пособие. М., 2009; Соколова О.И., Федюнина С.М., Шабанова Н.А. Культура речевой коммуникации: учеб. пособие для бакалавров, специалистов и магистров неязыковых вузов. М., 2009; Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие. М., 2001.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.