ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО

Найдено 1 определение
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО
(ССЦ). ССЦ представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. ССЦ имеет, как правило, следующую композицию: зачин (начало мысли, формулировка темы), среднюю часть (развитие мысли, темы) и концовку (завершение микротемы ССЦ). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры целого произведения или его фрагментов возможны ССЦ без какого-либо из этих компонентов. ССЦ, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. Ошибки в построении ССЦ часто встречаются в школьных сочинениях. В их числе: 1. нарушение смысловой и грамматической спаянности частей ССЦ (в том числе неправильный выбор средств связи между предложениями, несоотнесённость видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.); 2) нарушение единства и замкнутости содержания; 3) незаконченность мысли.
Эти ошибки по-разному отражаются в разных частях текста:
1) Неудачный зачин: ССЦ начинается предложением, которое содержит указание на предыдущий, но отсутствующий в тексте, контекст: Эта роль революции нашла отражение в лучших произведениях советских авторов; В фильме показана также эпоха Римской Империи; С особенной силой этот эпизод описан в романе...;
2) Ошибки в построении средней части: а) сближение относительно далеких мыслей в одном предложении: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Из-за любви к нему она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании; б) отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений: Из Митрофанушки Про-стакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, её брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Её имение взято в опеку. Она всячески издевается над крепостными, которые беспрекословно ей подчиняются и выполняют все её приказания, а за это получают пощечины; в) использование разнотипных по структуре предложений: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Неравномерно смягчающее влияние на климат оказывает большая близость района к морю; г) использование структурно однообразных предложений: Я провёл лето в деревне. Я помогал бабушке по дому. Мы собирали ягоды и грибы в лесу. Мы ходили купаться на речку. Мы играли в разные игры.
3) Неудачная концовка (дублирование вывода): Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Лит.: Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991; Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997; Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М., 1961.
С.Б. Донгак

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.