ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия [67, c. 255; 82, c. 547].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я. Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иное действие. Литература: [50, 70].
Ориентировочная основа действия
ООд). Ориентировочная основа действия - совокупность знаний, определяющих возможность сознательного выбора операций для достижения цели действия и правильного осуществления этого действия. В теории поэтапного формирования умственных действий рассматривается три вида ориентировочной основы: неполная, полная и свернутая (генерализованная), использование каждого вида ООд является средством управления формированием действий.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
Система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Гальпериным (см. теория поэтапного формирования умственных действий). Содержание О. о. д. во многом предопределяет качество действия. Так, полная О. о. д. обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. О. о. д. следует отличать от схемы О. о. д. как совокупности ориентиров и указаний, задаваемой субъекту. Форма и способ задания схемы О. о. д. диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Выделяются три типа построения схемы О. о. д. и соответственно три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует с самого начала его безошибочность. При этом схема О. о. д. либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. Третий тип характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. О. о. д. такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).