ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Найдено 1 определение
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Существование ошибок возможно только на фоне нормы — «совокупности стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом» [ЛЭС 1990]. Нормы русского письма содержат правила, которые относятся к: 1) алфавиту, 2) графике, 3) орфографии. Ошибки нарушают правила всех трёх составляющих норму русского письма.
1. Графические ошибки алфавитного типа нарушают графическое правило закреплённости определённой буквы за определённой фонемой (см. Орфографическая норма). Это происходит, когда: 1) фонема имеет в нормативном письме более чем одно буквенное обозначение: Щастъе — чаСЧа, проЭкты — Ейнштейн, Йолка — проЪезд; 2) фонема имеет в нормативном письме одно буквенное обозначение, но в звуке, отражаемом пишущим, могут совпадать в других словах другие фонемы — ошибка представляет собой «заимствованное» буквенное обозначение: сеерТчки, поруДчик, красаеиТЬСЯ, абзаТц, воЗжи; 3) ошибочное написание нарушает принятые в нормативном письме графические способы обозначения отдельных фонологических признаков — твёрдости: ушОл, цЫфры; мягкости: лЬУбит, речЬка, чЮвство.
2. Графические ошибки фонологического типа нарушают фонемное правило, по которому буква обозначает фонему по её звучанию в сильной позиции ( лоб — лба, вода — воды, солнце — солнышко)и передают с той или иной степенью точности субъективные акустические или артикуляционные ощущения пишущих: лоП, вАда, вИсна, хвосЬтик, сонце, лаЕка, чаЕный (буквой е передан звук |э~| неслоговое на месте фонемы <|>): октябЫръский, психиатОр, киосОк (отражен краткий гласный звук, сопровождающий слоговые согласные); гУсударственный (обозначено огубление согласного [г°] в позиции перед слогом с огубленными [С°у]).
3. Собственно-орфографические ошибки.Они нарушают орфографическое правило в той его части, в которой оно противоречит фонемному, т.е. восстанавливают «законное» для русского письма фонемное написание. Стихийно-фонемные написания отражают языковое чутьё пишущего: беЗпощадный, рОсти или его фонетический слух: еВо, акуратно, детЪясли, баталъЁн, раЁн, помоШник, чуство.
4. Ошибки гиперкоррекции — это неудача в применении орфографического правила: «Опять ударил ты не в те, не в те колокола!» [Панов 1964: 25]. Ошибки гиперкоррекции субъективны и вследствие этого многообразны: пишущий применяет «не то» правило: чА-пец — «ча-ща пишется с буквой а»; «не к тому» слову: слоГо как большого, заЧтопай как что; «не к тому» месту: иССкуСтво и др. Результатом гиперкоррекции являются буквы-фантомы, когда обозначается то, чего нет: отсутствующие фонемы: сосТны, разДница, учаВствуют; отсутствующие фонетические признаки: глухость — суТъба;звонкость — свиреБствуют;мягкость — шЮм, наружЬно;долгота — драмМа и др.
5. Ошибки, отражающие неадекватное грамматическое членение — на слова: Ятибя люблю (2 кл.), пошел со Цом на рыбалку, Буря мглою не бокроет; на морфемы: нОсекомое — носится, ДИмъян — Дима, просвЯщение — святость; также: придОвал какрис-ова-л, опОдатъ как о-по-знать, филосоВский как отц-ов-ский и др.
О.о. следует отличать от других видов ошибочных написаний: отражённого на письме неправильного словообразования и формообразования: лазЯЮт, будуЮщего, пРоздравляю, прийду; ненормативного произношения: в Етом дому, поШта, сУвала, нектрые, улЯтели; от написаний, обусловленных простым незнанием слова: гИена огненная, гранЦиозный, хо-датЕЛЬство и др. Не являются О.о. Описки (см.). В отличие от ошибок, которые имеют опору в языковой системе и свойствах письма, предсказуемы и могут быть объединены в типы; описки не обусловлены системными свойствами языка или письма, они «имеют опору» в психике и вследствие этого случайны, субъективны и разнообразны, среди них могут быть выделены лишь немногочисленные типы, наподобие описок «предвосхищения», «инерции письма» и др.
Множественность графических соответствий одному звуку, различия в произношении, субъективность акустических и артикуляционных ощущений пишущего, «собственная грамматика» — все это, при отсутствии отождествления звука с фонемой, обусловливает неизбежную вариативность ненормативного письма: тяжИло — тяжЫло — тяжАло — тяжО-ло; ПетЫр — ПетАр — ПетОр; джентЕлъмен — джентЫлъмен; зайцАв — немцОв; птиТСЯ – красавиТЬСЯ — немеТСкий — абзаТЦ, и это одно из главных его отличий от письма нормативного, как правило, безвариантного.
В научной литературе ошибки рассматриваются не как дефект письма, как это обычно бывает в школьной практике, а как полноценный лингвистический материал: ошибки — это свидетельства языковых процессов, происходивших и идущих в языке, важные для анализа языка и его кодификации.
Лит.:Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Панов М.В. И всё-таки она хорошая: рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М., 1964; Булохов В.Я. Словарь ошибочных написаний школьников. Красноярск, 2000; Пешковский А.М. Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных // Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.—Л., 1930; Парубченко Л.Б. Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв). Барнаул, 2003.
Л.Б. Парубченко

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.23 мб

Особенности работы над орфографическими ошибками в письменной речи младших школьников

Пенкина София Дмитриевна, Коваленко Екатерина Георгиевна
В статье рассматривается проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, орфографическая грамотность учащихся остается в цел
Читать PDF
925.20 кб

Влияние информационных технологий на орфографические ошибки (на примере польского языка)

Старз Роман
Орфография играет важную роль в общении в обществе, использующем буквенную систему письменности.