ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ

Найдено 1 определение
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ
разновидность устной формы литературного языка, которая находит выражение в различных типах публичных выступлений. В современной практике публичного общения в зависимости от сферы выделяют социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское) красноречие, поэтому обычно О.р. рассматривается как устная форма реализации известных функциональных стилей: публицистического, научного, официально-делового, разговорно-бытового, религиозного. Результатом дальнейшей дифференциации О.р. на основании более конкретных признаков являются её жанры. Научный стиль представлен такими жанрами О.р., как вузовская лекция, научный доклад, научное сообщение, научно-популярная лекция. Публицистический стиль — такими жанрами, как выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, отчётные доклады на съездах, собраниях, конференциях, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. Официально-деловой стиль — судебными, дипломатическими речами, речами-представлениями. Разговорный стиль — жанрами приветственной речи; застольной речи (см. Тост); отчасти — надгробной речи, посвящённой ушедшему из жизни (см. Траурная речь) и юбилейной речи, посвящённой знаменательной дате или произнесённой в честь отдельной личности. Религиозный стиль представлен жанром Проповеди (см.). Такова в общих чертах жанрово-стилистическая картина О.р.
Стилистика этих жанров обусловлена их принадлежностью к соответствующему функциональному стилю. Так, напр., жанры, обслуживающие сферу науки, имеющие основной целью доказательство истинности выдвигаемой концепции, сообщение информации актуализируют черты научного стиля речи, однако наделены и ораторскими приёмами и средствами. Поэтому помимо специфических черт, присущих жанрам О.р. и обусловленных принадлежностью разным сферам общения, жанры О.р. характеризуются рядом общих особенностей. В процессе подготовки и произнесения постоянно возникает внутреннее противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь. Для создания эффекта непринуждённости в О.р. используются разговорная лексика и фразеология, средства разговорного синтаксиса: вопросительные, присоединительные конструкции, обращения, образные средства и др. Устная форма и слуховое восприятие обусловливают сравнительно небольшой объём и чёткую синтаксическую структуру предложений, деление фразы на интонационные части, достраивание фразы «на ходу», лексические и другие повторы, ассоциативные вставки, прямые обращения к адресату, использование паралингвистических средств (жестов, мимики и др.) [Матвеева 2003: 374—376].
Другая черта, отличающая стилистику О.р., — полемичность. Смысловой план в О.р. организуется как развёртывание сложной мысли, отталкивающееся от противоположного смысла. Если оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне её, то говорят об имплицитной (или скрытой, внутренней) полемичности. Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов.
Полемика предполагает а) тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т.д., б) основанную на этом строгую аргументацию, а также в) эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения. Ораторы пользуются средствами из богатого полемического арсенала: намёками, иронией, сарказмом, многозначительными умолчаниями, резкими оценочными суждениями, антитезой, сравнениями, ремарками, «картинностью» речи, пословицами, поговорками и другими приёмами. Убедительность полемического выступления во многом зависит от тех аргументов, с помощью которых обосновывается истинность основной идеи, а также от степени использования в качестве доказательства фактов и положений, не требующих обоснования, сделанных ранее обобщений, точных цитат и высказываний [Кохтев 1992].
Все части О.р. переплетены и взаимосвязаны. Связанность О.р. обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией, необходимыми в О.р. из-за отсутствия обозримой последовательности элементов, которую можно было бы охватить, как письменный текст, взглядом. Когезия, проспекция и ретроспекция в О.р. помогают аудитории ориентироваться в «маршруте» совместного с нею продвижения, даёт возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.
Создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией позволяет субъективность речи и её контрастность, которые формируются целым рядом приёмов и языковых средств: использованием местоимений и глагольных форм 1 л. мн.ч., обозначающих совместное действие, вводными конструкциями, содержащими обращения к слушателям ( как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились и др.). Этикетные речевые формулы, вопросно-ответные единства, побудительные и др. конструкции, напр. с изъяснительными придаточными, имеющими императивную окраску: ясно, что... известно, что... понятно, что.., — все эти средства помогают оратору преодолеть дистанцию между собой и слушателями, выйти на своеобразный диалог с ними. Созданию атмосферы диалога способствует также использование Тропов (см.) и фигур речи (см. Стилистическая фигура), т.е. такой образности, которая придаёт речи эмоциональность, обеспечивает лёгкость запоминания содержания, большую доступность изложения.
Лит.: Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1972; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д., 1995; Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992; Кохтев Н.Н., Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988; Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.
Л.Р. Дускаева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.52 мб

Типы ораторства: речь в Обществе Любителей Ораторского искусства

Архим. Михаил