ОПИСАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОПИСАНИЕ
упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом. Способ описания — описательный (дескриптивный) — является одним из методов. См. также Дескрипция.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Описание
процесс мышления, связанный с соотнесением фиксируемых в созерцании представлений с содержанием значений языка вне различий между существенными и несущественными фрагментами материала созерцательных представлений.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ОПИСАНИЕ
одна из функций научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта, наблюдения или эксперимента с помощью терминов естественного или формального языка. Может быть эмпирическим (при описании эмпирических объектов) или теоретическим (дескриптивным) при описании абстрактных объектов.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ОПИСАНИЕ
1. Один из функциональносмысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей; объектами О. являются предметы, их расположение в пространстве и времени, явления, качества, состояния. Говорящий или пишущий средствами О. создает в представлении слушающего или читающего образ предмета О. Ср. аргументация, объяснение, повествование. 2. Способ изложения системы языка в грамматиках и учебниках. Такое О. может быть функциональным либо формальным, полным, неполным, рассчитанным на носителя языка или иностранца, изучающего язык. О. языка в учебных целях должно определяться задачами и этапом обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОПИСАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, с помощью которого характеризуются предметы, их признаки в аспекте их синхронного (одновременного) сосуществования.
О. служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Напр.: Кочаноеская усадьба стоит на речке, против деревни. Дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня... Окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жёсткий малинник подпирает флигель... (К. Федин); Дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. Еле заметная тропка ответвилась от неё, попетляла меж сосен и умерла на полянке, около домика... Трава на полянке белела цветочками земляники. Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика... (В. Белов).
В содержании описательных текстов главное — предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (в приведённых текстах — речка, дом, ворота, флигель, окно, ягода и др.). Широко используются слова с пространственным значением — обстоятельства места (на речке, с обеих сторон, меж сосен, на полянке, около домика и т.п.). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стёрты (усадьба стоит на речке; окно выходит на речку; дорога ушла вправо), либо имеют качественно-изобразительное значение (трава белела цветочками земляники; она густо цвела). Часто употребляется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета (стоит, соединяют, подпирает) или вневременное значение (ср. в научном стиле: Вода кипит при 100 градусах). Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке).
Для О. характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее частотны О. с единым планом настоящего или прошедшего времени. Строю предложений в О. нередко присущ Синтаксический параллелизм (См.).
Лит.: Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980; Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974; Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
Т.Б. Трошева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

ОПИСАНИЕ
функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании). О. в функционально-смысловом и структурном отношении противопоставлено повествованию. Для О. характерны перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений. Структурно-смысловыми разновидностями высказывания, опирающимися на О., являются портрет, интерьер, пейзаж, О. животного, растения, любого неодушевленного предмета и т. д. О. встречаются в текстах различных стилей. Научное — это О., в котором раскрываются главные (существенные и отличительные) признаки предмета, его свойства. В О. научного характера главное — точность, логическая последовательность. (См. энциклопедические описания, а также О. в учебниках.) Художественное— О., где преобладают субъективность изображения, образы, впечатления, лирический элемент. Главное здесь — дать яркое представление о предмете, при этом не обязательно исчерпывающее, полное. Художественные О. правдиво отражают явления действительности, но в яркой выразительной форме. Деловые О. — это, например, перечень примет разыскиваемого лица, пропавших вещей и т. п. Научные О. составляют принадлежность научной и научно-учебной, научно-популярной литературы; художественные О. — элемент художественной литературы. Каждое из этих описаний имеет свои особенности. Так, синтаксические особенности художественных О. выражаются не только в перечислительной форме компонентов, но и в характерном использовании номинативных предложений, в которых обозначается только наличие, бытие предметов или явлений и не выражается действие или состояние, например: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер» (М.А.Шолохов. Тихий Дон); безличных предложений со значением состояния. Эти предложения часто бывают нераспространенными и стоят в первом ряду с номинативными предложениями: в номинативных предложениях выражается бытие чего-то, а в безличных — состояние, например: «Маленькая комната на чердаке. Светло, тепло и скучно...» (М.Горький. Изложение фактов и дум); эллиптических предложений в О. природы, обстановки и т. д., например: «Справа от них — густая чаща из молодого пихтача, а слева — сухостойные кедры, раскинувшие свои высохшие сучья» (Г.Марков. Сибирь) и т. д. Широко используются эмоционально-экспрессивные лексические и фразеологические средства: семантическая метафоричность (особенно глагольная), употребление эпитетов, обстоятельств, уточняющих сказуемое, и т. д. Лит.: Кожин A.M., Крылова О.А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. — М., 1982; Мещеряков В.Н. Монологическая форма речевого общения. Монологическая речь и ее типы. (Практикум по развитию речи) / Под ред. Г.Г.Городиловой, А.Г.Хмары. — Л., 1988; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (Описание, повествование, рассуждение). — Улан-Удэ, 1974; Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4—8 классы). — М., 1978; Л.Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
345.59 кб

Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание

Комарова Юлия Александровна
Особым направлением совершенствования профессиональной компетентности современного специалиста является его активное участие в научно-исследовательской деятельности.
Читать PDF
172.32 кб

Описание некоторых параметров многомерной математической модели транспорта наносов в прибрежной зоне

Заковоротнова Екатерина Евгеньевна
Рассматриваются некоторые параметры многомерной математической модели транспорта наносов.
Читать PDF
270.32 кб

Сопоставительно-типологическое описание языков в методических целях

Загаштоков А. Х.
Цель: сопоставительно-типологическое описание русского и кабардино-черкесского языков.
Читать PDF
141.74 кб

Сопоставительно-типологическое описание основных строевых единиц текста в русском и адыгейском языка

Уракова Фатима Каплановна
Сопоставительно-типологическое описание синтаксических единиц русского и адыгейского языков позволило установить сходства и различия на синтаксическом уровне в двух языках.
Читать PDF
421.33 кб

Математическое описание учебного процесса

Канкулова Салдуса Хамтиевна
Так как любые процессы, происходящие в дидактических системах и связанные с процессом обучения, называются дидактическими процессами, то будем характеризовать состояние обучаемого в рассматриваемом процессе тем количеством информа
Читать PDF
122.92 кб

Описание этапов опытно-экспериментальной работы по развитию культуры коммуникации иностранных студен

Сальникова Е. В.
В статье представлено описание этапов опытно экспериментальной работы по развитию культуры коммуникации иностранных студентов, проводимой в ПГПУ им. В. Г. Белинского на факультете иностранных языков в 2009-2011 г.
Читать PDF
182.50 кб

Описание методической системы формирования социально-коммуникативной компетентности студентов

Трофименко М. П.
В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента, направленного на формирование у студентов педагогических специальностей социально-коммуникативной компетентности как важной составляющей профессиональной компетентн
Читать PDF
2.99 мб

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ с использованием модульной технологии на уроках истории Ро

Ульянова Елена Викторовна
В работе представлен опыт работы использования модульной технологии на уроках истории в 10 классе с целью успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории России.
Читать PDF
100.81 кб

Автоматизация математических функций описание случая из практики

Йонсен Фриц
В статье представлен пример дискалькулии первичного процессуального типа, диагностика и система когнитивной реорганизации.
Читать PDF
1.94 мб

Математическое описание учебного процесса Канкулова Салдуса Хамтиевна

Канкулова Салдуса Хамтиевна
Основным объектом изучения дидактики является система, состоящая из обучающих и обучаемых, и называется дидактической.
Читать PDF
251.09 кб

Описание технологической карты как средства успешного усвоения иностранного языка

Украинцева Ольга Викторовна
В содержании статьи прослеживается идея, которая заключается в том, что одним из средств успешного усвоения иностранного языка является технологическая карта уроков как оптимальная форма организации учебного процесса, отражающая о
Читать PDF
350.37 кб

Поэтапное описание процесса обучения математическим понятиям в системе обеспечения качества обучения

Кисельников Игорь Васильевич
В статье рассматривается проектирование процесса обучения математическим понятиям в системе обеспечения качества обучения математике.
Читать PDF
0.00 байт

Описание процессов планирования и реализации учебных программ на базе единой информационной модели

Мишнев Борис Фёдорович, Филь Надежда Павловна
В статье рассматривается процессный подход для решения вопросов планирования и реализации программ обучения в TSI в связи с их человеческими, информационными и финансовыми ресурсами.
Читать PDF
160.10 кб

Описание структуры программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Ребикова Юлия Валерьевна
В статье рассматривается возможная структура программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и даются методические рекомендации по содержанию каждого ее структурного компонента во взаимосвязи друг с другом.
Читать PDF
587.27 кб

Национальная система оценки качества образования Республики Казахстан: описание инфраструктуры и про

Абдиев Кали Сеильбекович
В статье приводится описание элементов, составляющих Национальную систему оценки качества образования Казахстана, дана краткая историческая справка о становлении системы. Рассмотрены функции и задачи организаций, входящих в НСОКО.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Аналитическое библиографическое описание

    библиографическое описание статьи из книги или периодического издания
  • КРАТКОЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

    описание, в состав которого входят только обязательные элементы библиографического описания документа, необходимые для его индексации.
  • Библиографическое описание

    совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.
  • Эмпирическое описание

    фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунко
  • Методическое описание

    простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения.
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СТАНДАРТНОЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ (ISBD)

    серия документов, определяющих в международном масштабе требования к составлению библиографического описания книг, сериальных изданий и других документов.
  • ТРЕБОВАНИЯ К ОПИСАНИЮ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

    Описания передового опыта содержат следующие разделы: введение; передовые методы труда; организация и обслуживание рабочего места; расчет экономической эффективности от внедрения передовых мет
  • Метод монографического описания

    изложение фактов и событий жизни отдельного человека, открывающее возможность раскрыть историю становления, индивидуальный стиль деятельности, творческий облик, сильные и слабые стороны отдель