Опережающее профессиональное образование

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Опережающее профессиональное образование
одно из направлений теории образования и практики образовательной деятельности, выражающее основную тенденцию развития образования как социального института. Понятие «опережающее» в данном случае является ключевым и характеризует содержательную сторону образовательных программ, форм организации учебного процесса, особенности применяемых обучающих технологий, кото-рые должны обеспечить объем и структуру профессиональных знаний, характер мышления и уровень духовного развития личности, ориентированных на «завтрашний день». О. п. о. является в определенном смысле моделью науки и передовой практики, отражает динамику научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики О. п. о. увеличивает конкурентоспособность рабочей силы, так как повышает ее качество за счет развития адаптивности, способности к непрерывному самообразованию, чувства нового и т.д. Нахождение путей реализации опережающего профессионального образования является важной научной проблемой педагогики профессионального образования. Оптация — период профессионального становления личности, который характеризуется формированием профессиональных намерений, завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Введение в практику общеобразовательных школ предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся будет способствовать определению ими своего места в мире профессий.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
одно из новых направлений теории образования и практики образовательной деятельности. Появление этого направления обусловлено следующими основными противоречиями:
между качественно новым характером значимости личности во всех сферах жизни общества и неадекватным отражением этого в функционировании профессионального образования;
между необходимостью прогностической оценки последствий принимаемых решений и недостаточным развитием гуманистически ориентированного, прогностического образа мышления и деятельности;
между низкой социальной и профессиональной адаптивностью работников, не соответствующей требованиям рынка труда, и слабым учетом этого фактора в деятельности системы профессионального образования. Опережающее профессиональное образование направлено на развитие у человека потенциальных природных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению, на формирование у него инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике. Полнота и интенсивность опережающего профессионального образования находятся в зависимости от процесса обучения. Природные способности реализуются лишь в процессе «научения» человека использовать эти способности, в процессе методической постановки алгоритма его мыслительной и практической деятельности. Профессиональное образование способствует постоянному повышению степени развития этих способностей за счет оптимального сочетания и диверсификации каждой из основных составляющих образования:
содержания образования – путем постоянного приращения объема знаний на базе запрограммированного достаточного минимума;
образовательного процесса – путем выбора технологии и форм обучения, направленных прежде всего на развитие умения добывать знания, непрерывно приращивать их через самообразование, пользоваться ими в инновационном режиме;
результата образования – прежде всего в форме социальной и профессиональной адаптивности работника. Прирост и развитие ядра знаний, его диверсификация происходят на следующих этапах профессионального образования: при получении профессионального образования впервые; при внутрипроизводственном профессиональном обучении работников; при профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения. На этапе получения профессионального образования впервые формирование достаточного минимума знаний обусловлено образовательными потребностями человека и общества. Установив федеральный компонент государственного образовательного стандарта, государство тем самым подтвердило необходимость опережающего профессионального образования. На этапе внутрипроизводственного профессионального обучения работников прирост достаточного минимума знаний определяется в основном потребностями и соответствующим воздействием общественной практики, главным образом, в виде производственной среды. На этапе профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения развитие достаточного минимума знаний обусловлено преимущественно социально-экономической и производственной средой и может быть реализовано путем как его прироста, так и трансформации квалификации человека.
Достаточный минимум знаний, прежде всего фундаментального характера, играет важную роль и детерминирует действие непрерывного образования. Чем насыщение и богаче ядро знаний как носитель опережающего профессионального образования, тем траектория непрерывного профессионального образования продолжительнее во времени и в действии. Знания, составляющие ядро непрерывного профессионального образования, также подвергаются изменению и развитию. Но именно такой, достаточно незыблемый, только постепенно и логично наращиваемый каркас фундаментальных знаний и является той образовательной основой, которая позволяет уверенно и систематически продуцировать и «экспериментировать» в поиске нового, необычного знания, без чего немыслимо полноценное развитие личности. При таком понимании сама непрерывность способствует реализации во времени опережающего профессионального образования как существенного свойства профессионального образования. Основным критерием научно обоснованного выбора технологии, форм и методов обучения, способствующих более полному проявлению опережающего профессионального образования, является оптимальность их сочетания на основе качественных характеристик с учетом специфики каждого этапа профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
При этом проявлению и реализации опережающего профессионального образования в учебном процессе способствует не ускоренное изучение того или иного материала, а интенсификация технологий обучения. Интенсивность проявления опережающего профессионального образования существенно зависит от применения интенсивных технологий обучения. В свою очередь, проектирование и отбор технологий и организационных форм обучения осуществляются на основе дидактических принципов, которые по своей сути тесно связаны с опережающим профессиональным образованием. Проявление опережающего профессионального образования будет более интенсивным и результативным, если на всех этапах профессионального образования непременным его атрибутом явится углубленная профориентация, способствующая активизации профессионального самоопределения человека и его адаптации в меняющихся условиях производственной среды. В этом случае профессиональное самоопределение выступает как неотъемлемая часть опережающего профессионального образования, которое становится важнейшим условием реализации права личности на самоопределение, что обеспечивается расширением возможностей выбора варианта своей деятельности. В случае, когда рассматриваются профессиональные, жизненные, личностные перспективы человека во всей их целостности и сложности, опережающее профессиональное образование уже само может выступать как часть профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Анализ и систематизация различных подходов к проблеме опережающего профессионального образования позволяют условно выделить три основных направления:
1. Содержание и характер профессионального образования должны соответствовать требованиям техники и технологии, находящимся на стадии проектирования. Данный подход можно определить как преимущественно прогностически-технологический, направленный на достижение максимума профессиональной активности работника.
2. Количество работников высококвалифицированного труда должно опережать существующий спрос производства на них.
3. Развитие профессиональных знаний и умений должно происходить в целях повышения стоимости рабочей силы и развивающихся талантов (способностей) работников, способных давать высокие дивиденды индивидуального и общественного характера в течение длительного времени. Подобный подход можно определить как преимущественно личностный, экономически детерминированный. Понятие «опережающее» в данном случае является ключевым и характеризует содержательную сторону образовательных программ, форм организации учебного процесса, особенности применяемых обучающих технологий, которые должны обеспечить объем и структуру профессиональных знаний, характер мышления и уровень духовного развития личности, ориентированных на «завтрашний день». Опережающее профес сиональное образование является в определенном смысле моделью науки и отражает динамику научно-технического прогресса. Главной целевой функцией опережающего профессионального образования является формирование и развитие преобразующего интеллекта личности, реализуемого в мыслительной и практической деятельности. В условиях рыночной экономики опережающее профессиональное образование увеличивает конкурентоспособность рабочей силы, так как повышает ее качество за счет развития адаптивности, способности к непрерывному самообразованию, чувства нового и т. д.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005



Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
199.83 кб

Стратегия опережающего профессионального образования

Жуков Г. Н., Пахомова Е. А.
Актуальность разработки стратегии опережающего профессионального образования определяется все возрастающей потребностью современной экономики в специалистах СПО.
Читать PDF
608.79 кб

Проблема опережающего развития системы среднего профессионального образования

Высоцкий Лев Александрович
В статье раскрыты возможности развития системы среднего профессионального образования за счет реструктуризации и перевода в режим автономии, а также повышения качества подготовки специалистов среднего звена
Читать PDF
708.89 кб

Модернизация среднего профессионального образования : пути опережающего развития

Демин В. М.
Читать PDF
164.04 кб

Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования

Зеер Эвальд Фридрихович
В статье приведены основные тренды модернизации профессионального образования, обусловленные развитием постиндустриального общества.
Читать PDF
454.74 кб

Структурная модель опережающего профессионального образования государственных служащих

Харченко А. А.
В статье рассматриваются социальные технологии разработки и реализации модели опережающего профессионального обучения государственных служащих.
Читать PDF
165.82 кб

Опережающее непрерывное профессиональное образование как основа становления современного педагога

Гвильдис Т.Ю., Окерешко А.В.
В статье показано, что определяющим фактором развития профессионала в педагогической деятельности является непрерывный и опережающий характер образования
Читать PDF
1.90 мб

Миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и о

Булат С. А., Белова С. Н.
В статье обосновывается миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни.
Читать PDF
5.74 мб

«ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (VI Всероссийский конкурс педагоги

Е. М. Заболотская