ОДАРЕННОСТЬ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОДАРЕННОСТЬ
совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Одаренность
качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.

Источник: Педагогический глоссарий

ОДАРЕННОСТЬ
уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Одаренность
единство общих интеллект. и спец. возможностей, опреде-ляющих высокие возможности человека в той или иной деятельности.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Одаренность
высокий уровень развития способностей и склонностей ребенка, обеспечивающий особые успехи в деятельности, которой он занимается.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ОДАРЕННОСТЬ
высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Одаренность
значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных или других) детей.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Одаренность
чрезвычайно многозначный термин, объясняющий уровень успешности выполнения деятельности. В обыденной психологии — синоним талантливости, условие для выдающихся достижений в той или иной деятельности.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Одаренность
талант, гениальность - проявляются в личности как яркие, индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Одаренность
системное, развивающееся в течение жизни человека качество психики, которое определяет возможность достижения человеком по сравнению с другими людьми более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ОДАРЁННОСТЬ
1. Уникальное сочетание способностей, обеспечивающее успешную деятельность; талантливость. 2. Умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. Наличие задатков к развитию способностей. Известны многочисленные примеры языковой О., когда люди овладевают десятками иностранных языков. См. также обучаемость. Ср. неспособность.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОДАРЕННОСТЬ
1) единство общих интеллектуальных и специальных способностей, обеспечивающих высокий уровень и своеобразие интеллектуальных возможностей человека, определяющих своеобразие его деятельности; 2) системное, развивающееся в течение жизни качество психики; определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [80, c. 361].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ОДАРЕННОСТЬ
это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ОДАРЕННОСТЬ
1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей у учению; 4. Совокупность природных задатков; 5. Талантливость ;

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ОДАРЕННОСТЬ
качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера. Одаренность различают, с одной стороны, по степени развития сообразительности, ума, душевных качеств и воли, а с другой — по направленности этих способностей на освоение различных областей знаний. В результате исследования одаренности создана основа для ее определения и разработки методов совершенствования способностей путем предоставления свободного выбора. Тесты на определение способностей и их направленности играют роль при выборе профессии. См. также Психология профессий.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Одаренность
Одаренность - совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей к определенной деятельности, сочетаемая со склонностью к занятиям этой деятельностью. Одаренность, как правило, проявляется уже в раннем детстве, приводя к высокому уровню освоения деятельности без каких-либо специальных занятий. Одаренные дети - сливки генофонда нации - общенациональное достояние. По статистике они составляют около 2% от всех родившихся. В юношеском возрасте одаренность проявляется в том, что человек по-своему перерабатывает преподанное, много читает дополнительной литературы по направлению, к которому имеет склонности и способности, стремится разобраться в «непрограммных» деталях, высказывает оригинальные хотя и далеко не всегда аргументированные суждения.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Одаренность
единство общих интеллектуальных и специальных способностей, определяющих высокие возможности человека в той или иной деятельности. Одаренность проявляется в высоком уровне умственного развития и склонности к инициативной творческой деятельности, она характеризует широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, наличие внутренних условий для выдающихся достижений. Одаренные дети являются объектом особого внимания государства, школы, вуза. На них возлагается надежда как на генный фонд народа, на людей, способных улучшить, облегчить, обогатить жизнь в обществе. Работа с ними ведется по особой программе. Одаренный ребенок в школе виден по огромной жажде знаний, обилию вопросов к учителю, друзьям, склонности к глубоким рассуждениям, способности быстро впитывать новые знания. Он всегда испытывает информационный голод, целеустремлен. Он часто бывает одинок, ему бывает трудно ладить со своими сверстниками.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Одаренность
1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина "О." указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, диффернциально-психологического и социально-психологического.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ОДАРЕННОСТЬ
высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности. Научное изучение О. началось с работ Ф. Гальтона «Наследственность таланта». Ее законы и последствия, Г. Жоди «Психология великих людей» и В. Освальда «Великие люди». Возросший в начале ХХ в. интерес к проблеме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. П.Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни», а Я. Зеленкевич – книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками. После революции проблемы О. изучали психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М.Теплова изучались соотношение способностей и О., специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты О. представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтиса, А.М. Матюшкина, В.Н.Чудновского и В.С. Юркевич. Интенсивно развивающаяся в ХХ в. психология О., разрабатывающая проблемы диагностики и развития творческого потенциала человека, тесно взаимодействует с другими областями психологического знания, в особенности с психологией творческого мышления, исследующей общепсихологические механизмы креативности с возрастной психологией способностей, изучающей их онтогенез, а также с педагогикой творчества и акмеологией, разрабатывающих образовательные программы развития одаренных учащихся. Для этих дисциплин, в последнее время характерно обращение к изучению роли рефлексии в развитии одаренных детей. Так, в психологии творчества показана важная роль рефлексии в регуляции мыслительного процесса решения творческих задач; в возрастной психологии стали исследоваться особенности рефлексивной регуляции в онтогенезе (у дошкольников, школьников и взрослых учащихся); в педагогике творчества и акмеологии разрабатываются образовательные программы, нацеленные на развитие рефлексивных способностей учащихся. В целом, роль рефлексии в развитии О. заключается в обеспечении ее саморегуляции в процессах накопления творческих достижений, осознания творческого опыта и самоосмысления творческого саморазвития. Развитие О. осуществляется в экзистенциально-маргинальных для личности условиях и ускоряется в проблемно-конфликтных для ее интеллекта ситуациях. Именно в конструктивном преодолении экзистенциальной маргинальности и в продуктивном разрешении проблемно-конфликтных ситуаций состоит значение личностной и интеллектуальной рефлексии для творческого развития О. Учет этого необходим при разработке диагностических средств и обучающих программ развития одаренных учащихся, так как соотношение у них различных форм интеллектуальной и личностной рефлексии наиболее значимо для развития творческих способностей, реализуемых в последующей профессиональной деятельности. Оценка роли рефлексии в творческом развитии О. учащихся проводится в рамках рефлексивно-акмеологического подхода к творческой одаренности опирающегося на классическую и современную психологию и педагогику.
Экспериментально установлено, что у одаренных младших подростков, творческая активность сопровождается иногда неустойчивыми и кратковременными проявлениями рефлексии. В целом рефлексия у них пока еще недостаточно развита, носит некритический, непроизвольный характер и слабо дифференцирована на формы (интеллектуальная и личностная).
Для умственной активности одаренных старших подростков характерна уже достаточно развитая рефлексия в виде способности к обдумыванию, рассуждению, анализу, критичности, сознательности. Эти качества интеллектуальной рефлексии тесно взаимосвязаны в своем развитии с остальными видами рефлексии, прежде всего личностной, которая проявляется в виде самооценки, самоанализа, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих личностный рост, творческое развитие, самовоспитание одаренных подростков. Свойства интеллектуальной и личностной рефлексии существенно усиливаются у одаренных взрослых учащихся (студентов и профессионалов), которые совершенствуют свои творческие способности и профессиональное мастерство в процессе непрерывного образования и самообразования. У взрослых рефлексивная обусловленность О. проявляется в период профессиональной реализации творческого потенциала в виде совершенствования профессионального мастерства. При этом важное значение имеет как репродуктивный компонент рефлексии в виде осознания стереотипов мышления и экспликации способов осуществления интеллектуальных операций, так и ее продуктивный компонент – в виде осмысления содержаний сознания (путем их замыкания на Я-концепцию) и их эвристического переосмысления (путем размыкания на «образ себя и мира») для инновационного продуцирования новых личностных психотехнологий, обеспечивающих развитие мастерства. У каждого профессионала имеется своя интуитивно складывающаяся программа культивирования рефлексии как предпосылка развития творческих способностей и О., накопление своего эвристического потенциала и его реализации в виде психологий профессионального мастерства. В случае индивидуальной реализации указанной программы имеет место культивирование природных способностей и творческой О., ведущее к ярким, талантливым инновациям, часто имеющим культурное значение. Однако имеются технологические для концентрации творческих возможностей профессионалов в системе непрерывного образования в тех случаях, когда используются интенсивно-игровые методы для культивирования рефлексивной культуры взрослых учащихся. При этом организуется групповая работа, направленная на осознание стереотипов, их разрушение и переосмысление открываемых в результате инновационных поисков содержаний сознания путем специально формируемой смыслотехники с использованием различных видов рефлексии: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной, культоральной. Лишь во взаимодействии индивидуальных и групповых форм развития рефлексивной культуры мышления осуществляется становление профессионального мастерства на базе раскрытия творческого потенциала О. человека.

Источник: Акмеологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
318.86 кб

Художественная одаренность личности: научно-методические основания оценки конкурентоспособности обра

Хижняк Наталья Леонидовна
В статье рассматриваются научно-методические основания оценки конкурентоспособности образовательных учреждений сферы культуры и искусства (детская школа искусств училище вуз) в рамках маркетингового подхода.
Читать PDF
397.33 кб

Социальная одаренность: штрихи к портрету лидера общественного объединения (гендерный аспект)

Царёва Надежда Павловна
В статье исследуется совокупный портрет социального лидера, который характеризует современное детское движение Ленинградской области.
Читать PDF
671.03 кб

Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы

Рыженькова Светлана Григорьевна
В статье рассматриваются основные концептуальные элементы проблемы одаренности школьника. Анализируются вопросы внедрения в школьную практику программ дифференциации обучения и воспитания.
Читать PDF
766.41 кб

Детская одаренность как педагогическое понятие

Журба Наталья Нигматулловна
Выявлены противоречия, обусловливающие актуальность проблемы развития детской одаренности, определено понятие «детская одаренность», выявлены признаки одаренности ребенка, сформулированы принципы выявления одаренных детей.
Читать PDF
143.66 кб

Одаренность как проявление духовной жизни человека

Шестун Е. В.
Читать PDF
321.33 кб

Неявная математическая одарённость школьников

Клепиков Валерий Николаевич
Автор предлагает свою классификацию одаренных учащихся и дает практические советы по работе с ними.
Читать PDF
326.37 кб

Неявная математическая одарённость школьников

Клепиков В.Н.
Читать PDF
577.86 кб

Одаренность: ответ через полтора столетия

Богоявленская Диана Борисовна
В статье подчеркивается необходимость научно обоснованного раскрытия понятия «одаренность».
Читать PDF
141.84 кб

Технологии социальной работы с «Особыми» детьми: одаренность и леворукость как факторы риска

Ледяева Е. В.
В статье рассматриваются основные технологии социальной работы с одаренными и леворукими детьми, доказывается необходимость особого подхода к таким детям и отнесение их к категории детей «группы риска».
Читать PDF
151.22 кб

Реализация «Права на одаренность» в дошкольном образовательном учреждении

Щербинина Ольга Станиславовна
Ребенок с момента своего рождения обладает целой совокупностью прав, в том числе правом на образование и правом на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Читать PDF
276.97 кб

Понятие «Одаренность» в психолого-педагогической литературе

Емельянова Ирина Евгеньевна
В статье уточняется понятие «одаренность» на современном этапе. Приводится анализ взглядов отечественных ученых на проблему развития одаренности детей дошкольного возраста
Читать PDF
84.38 кб

Способности и одаренность

Теплов Борис Михайлович
Читать PDF
0.00 байт

Одарённость в детском возрасте

Беккер Вера Адамовна
Автор рассматривает проблему одаренности детей, выделяет виды одаренности, раскрывает причины трудностей работы учителя с одаренными детьми, делится опытом их преодоления.
Читать PDF
0.00 байт

Одарённость в детском возрасте

Беккер Вера Адамовна
Автор рассматривает проблему одаренности детей, выделяет виды одаренности, раскрывает причины трудностей работы учителя с одаренными детьми, делится опытом их преодоления.
Читать PDF
0.00 байт

Что такое одаренность?

Белоусова Алла Константиновна
Автор рассматривает различные определения одаренности, предложенные учеными, которые занимались исследованием этой проблемы. В статье раскрываются особенности формирования развивающей образовательной среды для одаренных детей.

Похожие термины:

  • Одаренность умственная

    общая способность человека сознательно направить свое мышление на новое, приспособить его к решению новых задач, к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает умственную одаренность о
  • Актуальная одаренность

    психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретно
  • Явная одаренность

    проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях
  • ОДАРЕННОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКАЯ

    необычные способности ребенка в учебе, что способствует высокой результативности в познавательной деятельности.
  • ОДАРЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

    способность человека к лидерству, увлекать других, вести их за собой. О. с. часто называют – лидерской.
  • Общая одаренность

    проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.
  • Потенциальная одаренность

    психологическая характеристика ребенка, который имеет определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возм
  • Скрытая одаренность

    позитивное своеобразие ребенка, не проявляемое открыто, т. е. которое не удается сразу вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чемлибо, своего рода фанатиками.
  • Специальная одаренность

    обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
  • ОДАРЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

    способность ребенка к аналитической деятельности: осмысливать действия, явления, обобщать, систематизировать. В школе – это часто отличник, или особо отличающийся в учебе по определенным предмет
  • ОДАРЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ

    нестандартное видение мира, нешаблонное мышление. Нестандартность мышления приводит и к нестандартности проявления. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, часто назыв
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ, Ай-кью

    показатель тестов интеллекта. Обозначает отношение т.н. умственного возраста (УВ) к реальному хронологическому возрасту (ХВ) испытуемого. К.и.о. является сугубо относительным показателем: он отраж
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ

    Показатель тестов на выявление интеллектуальных способностей. К. и. о. обычно обозначается английским термином IQ – аббревиатурой из первых букв английских слов intellect quality. К. и. о. понимается как ур