определение преподавателем степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми учебными программами. Оценки выставляются за устные ответы, письменные работы, выполнение практич. заданий. Каждая оценка за устный ответ, письменную работу, выставленная в классный журнал, проставляется в дневник учащегося. Оценки за четверть – форма учета знаний. Итоговые (годовые) оценки – основание для перевода учащегося в следующий класс. Оценка может выражаться в балльной системе (числах) или системе оценочных суждений. (ТВПО, 1968, 160–161; СВ, 1990, 175). До 1918 г. в российских учеб. заведениях существовала числовая система оценок, наиболее распространённая – пятибалльная (5 – высшая, 4, 3, 2, 1 – низшая), встречались и иные системы (напр., 12-балльная).
О нач. ХХ в.: «Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно» (Зощенко, [1939] 1968–1, 224). Числовая система оценок была отменена в мае 1918 года постановлением нар. комиссара по просвещению: «1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики. 2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам пед. совета об исполнении учебной работы. Нар. комиссар по просвещению А.В. Луначарский» (НО, 1974, 133).. «Во исполнение постановления ЦК ВКП(б) об улучшении постановки учета и оценки знаний учащихся Наркомпрос в 1933 г. вместо недифференцированной двухбалльной системы оценок […] Вспоминает К. Ваншенкин (поэт немного ошибается: цифровые оценки были введены не до войны, а в 1944 году): «До войны, в мои школьные времена, несколько раз менялось офиц. наименование применяемых отметок. Можно составить такую таблицу [дана таблица в три колонки]: «очень хорошо – отлично – 5», «хорошо – хорошо – 4», «посредственно – удовлетворительно – 3», «плохо – неудовлетворительно – 2», «очень плохо – … – 1». Существовал кодовый шк. жаргон: “очхор”, “хор”, “посик”. “Плохо” в некоторых местностях называлось “плюха”. Вполне художественно. Далее: “отл”, “удик” (“удочка”), “неуд”. Странно выглядит сопоставление третьих пунктов. Это же совершенно разные понятия: “посредственно” – означает: заурядно, “удовлетворительно” – достаточно хорошо. А то и другое соответствует оценке “3”. Сама же эта переломная отметка привлекала наибольшее внимание: “Тройка, птица-тройка! Кто тебя выдумал?..” Ну и, конечно, двойка – это “пара”. Во втором столбце отсутствует последняя строка. Это логично: “очень плохо” (как и “единицу”) ставили крайне редко. “Кол” известен скорее из литературы о дореволюционной школе. Смена терминов вела к путанице, – родители привыкли к одним, дети к другим» (Ваншенкин, 1996, 15).
О 1980-х гг.: «В первом классе оценки учащимся на протяжении первого полугодия не выставляются, однако в практике отдельных учителей есть опыт выставления малышам только хороших оценок – пятерок и четверок...» (СВ, 1990, 175). См. также: «Банан»; «Лебедь»; «Очхор»; Пара; «Пёсик»; «Посик».
161.77 кб