ОЦЕНКА (ОТМЕТКА)

Найдено 1 определение
ОЦЕНКА (ОТМЕТКА)
общий термин, принятый для характеристики результатов учебной деятельности по критерию их соответствия установленным требованиям. Употребляется в трех основных значениях: 1) Определение степени успешности в освоении знаний, навыков и умений, предусмотренных учебной программой. Оценки подразделяются на текущие, итоговые и выражают число баллов. Одной из форм промежуточной оценки является зачет, свидетельствующий об успешном освоении определенной части какого-либо курса. 2) Выявление степени готовности к освоению курса учебного заведения более высокого ранга – оценка результатов предшествующей учебной деятельности на вступительных экзаменах. 3) Определение уровня реально имеющихся знаний в целях индивидуализации учебной программы в системе открытого образования или в каких-либо иных целях. Для преподавателя оценка является результатом обработки информации, полученной в ходе обратной связи в системе «преподаватель – учащийся», и служит качественным выражением оценки учебной деятельности учащегося, отражая уровень его достижения. Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение, т. к. характеризует результаты учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, показывает мнение преподавателя о нем, что влияет на корректировку самооценки учащегося. Всякая оценка имеет организующее воздействие, т. к. стимулирует тренировку способности собраться, обдумать, оформить необходимую при проверке информацию. Правильно поставленная оценка является важным стимулом развития познавательных интересов учащегося, формирования у него трудолюбия, ответственности, самостоятельности, настойчивости и других качеств личности. При выставлении оценки преподавателю необходимо руководствоваться следующими принципами:
объективности – оценка должна отражать действительный уровень усвоения учебного материала, а также возможность самостоятельного его использования в различных ситуациях;
индивидуальности – оценка результатов сугубо индивидуального процесса, уровня знаний конкретного учащегося;
обоснованности – оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся. Обоснованность – необходимое условие сохранения авторитета преподавателя и престижа его оценки в глазах учащихся. Поэтому преподавателю требуется высокий уровень профессиональной грамотности, логической культуры и педагогического мастерства в процессе оценки;
гласности – оценка оказывает воздействие прежде всего на учащегося, которому выставлена, т. к. он получает корректирующую информацию. Оценка влияет и на всю группу: позволяет другим учащимся соотнести знания и умения с требованиями контроля, влияет на мнение товарищей об отвечающем, формирует их оценки о нем. В педагогической теории и практике принято различать итоговую и текущую оценку. Итоговая оценка характеризует достижения учащегося в целом, уровень обученности в соответствии с требованиями государственного стандарта. С помощью текущей оценки преподаватель в индивидуальном порядке показывает учащемуся уровень его конкретных ситуативных достижений. Цель такой оценки – стимулирование дальнейшей учебной деятельности. Психологами установлено, что нет равнодушных учащихся к оценке, данной преподавателем. Поэтому необходимо предвидеть положительные и отрицательные ее последствия. Оценка, которая не стимулирует дальнейшую работу учащихся, лишается своего значения. Полнота знаний определяется количеством программных знаний об изучаемом объекте, глубина – совокупностью осознаваемых существенных связей между соотносимыми знаниями; оперативность характеризуется числом ситуаций или способов, в которых учащиеся могут применить то или иное знание. При прочном овладении знаниями учащиеся безошибочно актуализируют и используют их, отвечая на вопросы или решая задачи. Сознательность знаний подразумевает понимание внутренних закономерностей, проникновение в сущность фактов, явлений, процессов. Помимо названных качественных характеристик в профессиональной школе важнейшим критерием оценки служит умение учащихся связывать содержание изучаемого предмета с содержанием будущей профессиональной деятельности.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005