специальным образом организованный процесс, цель которого – предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы. Обеспечить достижение этой цели, как и выполнение требований государственного образовательного стандарта, помогает пилот-проект по предмету, в котором ученики могут создавать помимо программы свои знания и образовательные продукты. Проект – это интегрированный курс, в котором ставится конкретная проблема, и детям предстоит самостоятельно найти пути ее решения. Сейчас не составляет проблемы получить информацию, и учитель как таковой перестал быть единственным ее носителем. Таким образом, учитель превращается в координатора. Назначение О. п. – привить исследовательские навыки. Проект не дает узких основ какого-либо предмета, он охватывает целостную картину мира.
- Ученики могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения ученика в конструирование собственного образования обеспечивает проект и учитель, тем полнее оказывается его индивидуальная самореализация, тем выше результат самообучения. Под результатами О. п. можно понимать: авторские образовательные проекты, учебные программы, оригинальные методики и формы организации познавательной деятельности различных уровней и для различных возрастных групп, реализующие идеи и принципы непрерывности образования, практико-ориентированного, научно и педагогически обеспеченного. Проектирование как метод деятельного познания решительно поддерживал выдающийся русский философ Н. Ф. Федоров (1828–1903). В его учении был разработан принцип единства теоретического знания и практического действия. Н. Ф. Федоров полагал, что человек может познать им самим сотворенный мир, мир, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при ее практической реализации. Он признавал познание «не как чистое только мышление, а как проект дела..» (Федоров Н. Ф. Философия общего дела.). И далее: «Идея вообще не субъективна, но и не объективна, она – проективна» (Федоров Н. Ф. Сочинения. – М., 1982. – С. 429).
- Таким образом, в обучении используют средства теории деятельности для исследования сложившегося положения дел в конкретном фрагменте обучения (диагностика), а затем – для разработки проекта развития этого фрагмента (психолого-педагогическое проектирование учебной деятельности) и, наконец, для эволюционного процесса реализации данного проекта и «выращивания» в соответствии с проектом конкретной деятельностной системы саморазвития ученика. «Есть надежда на то, что успешное проектирование в сфере образования, с одной стороны, позволит расширить и уточнить наше понимание устройства и путей развития данной сферы социальной практики и функционирующего в ней общественного и индивидуального сознания, с другой стороны, углубит и усовершенствует способы деятельного подхода не только к образованию, но и другим сферам практики» (Давыдов В. В.) (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.dictionary.fio.ru). И. В. Ламаш
262.30 кб