метод обучения, основанный на диалогическом общении. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие ее субъектов (учащегося в единстве с учителем). Диалогический способ познания определяет представления о современном характере знания как динамичного, эволюционирующего, социального продукта, результата совместной деятельности людей. В педагогических системах диалоговая деятельность реализуется в различных формах учебной дискуссии, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В традиционной отечественной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий учителя. Известный польский дидакт В. Оконь писал: «Применение метода дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии».
- Главной чертой учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем все учащиеся принимают участие в организации этого обмена в соответствии со своей ролью. Взаимодействие в учебной дискуссии строится на содержательно направленной самоорганизации. К признакам дискуссии относятся следующие:
- работа группы лиц, выступающих обычно в разных ролях (ведущих и участников, высказывающих традиционные и оппозиционные точки зрения),
- соответствующая организация места и времени работы,
- процесс общения протекает как взаимодействие участников,
- взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных средств общения,
- направленность на достижение учебных целей. В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации учебного процесса в форме дискуссии. К таким формам относятся: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание» и др. (Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: Наука, 1993. – 438 с.; Давыдов В. В. О перспективах теории деятельности // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1993. – № 2. – С. 23–24; Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. – С. 41,126; Оконь. В. Основы проблемного обучения: пер. с пол. – М.: Просвещение, 1968. – С. 24). Е. Ю. Усик
229.30 кб