ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГОВОЕ

Найдено 1 определение
ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГОВОЕ
метод обучения, основанный на диалогическом общении. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие ее субъектов (учащегося в единстве с учителем). Диалогический способ познания определяет представления о современном характере знания как динамичного, эволюционирующего, социального продукта, результата совместной деятельности людей. В педагогических системах диалоговая деятельность реализуется в различных формах учебной дискуссии, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В традиционной отечественной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий учителя. Известный польский дидакт В. Оконь писал: «Применение метода дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии».
- Главной чертой учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем все учащиеся принимают участие в организации этого обмена в соответствии со своей ролью. Взаимодействие в учебной дискуссии строится на содержательно направленной самоорганизации. К признакам дискуссии относятся следующие:
- работа группы лиц, выступающих обычно в разных ролях (ведущих и участников, высказывающих традиционные и оппозиционные точки зрения),
- соответствующая организация места и времени работы,
- процесс общения протекает как взаимодействие участников,
- взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных средств общения,
- направленность на достижение учебных целей. В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации учебного процесса в форме дискуссии. К таким формам относятся: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание» и др. (Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: Наука, 1993. – 438 с.; Давыдов В. В. О перспективах теории деятельности // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1993. – № 2. – С. 23–24; Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. – С. 41,126; Оконь. В. Основы проблемного обучения: пер. с пол. – М.: Просвещение, 1968. – С. 24). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
229.30 кб

Становление лингвострановедческого компонента обучения в рамках диалогового подхода

Костикова Лидия Петровна
Читать PDF
76.75 кб

Принципы толерантного педагогического взаимодействия в системе диалогового обучения

Мусифуллин С. Р.
The article reveals effective forming conditions of tolerant pedagogical interaction in the process of dialogue-based teaching social subjects.
Читать PDF
1.60 мб

Факторы становления субъектности учащихся в диалоговых отношениях обучения литературе

Ахметова Мария Николаевна, Маниковская Ольга Вадимовна
В статье рассматриваются факторы становления субъектности школьников в диалоговых отношениях обучения литературе.
Читать PDF
344.44 кб

Технология проблемно-диалогового обучения как средство повышения качества образования

Чижов С.А.
В статье рассмотрены основные принципы необходимости применения инновационных методов обучения. В частности, автор предлагает активное внедрение в лекционные и семинарские занятия диалоговых методов работы.
Читать PDF
77.80 кб

Использование диалоговых принципов и методов обучения латинскому языку в медицинском вузе

Гвильдис Е. В.
Критерием цивилизованного педагогического развития мы признаем диалог. Именно диалог, диалогичность определяет качество всей педагогической деятельности. Диалог определяет личностный подход к обучению.
Читать PDF
493.48 кб

Особенности обучения в образовательных программах по диалогово-феноменологической психотерапии

Погодин Игорь Александрович
Статья помещает в фокус внимания различные аспекты обучения и освоения в практике диалогово-феноменологической психотерапии.
Читать PDF
284.87 кб

Открытое классное образовательное сетевое сообщество как средство развития диалогового обучения

Балашов О. Л.
В статье рассматривается актуализация возможностей интернет-технологий для развития диалогового, интерактивного и субъект-субъектного обучения на основе создания открытого классного образовательного сетевого сообщества.
Читать PDF
294.30 кб

Диалоговое обучение в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов

Звягинцева Елена Петровна, Дробышева Наталия Николаевна
Статья посвящена проблеме обучения навыкам устной речи в рамках дисциплины «Иностранный язык» на примере технологий, используемых в вузе экономической направленности.
Читать PDF
122.08 кб

Проблемно-диалоговое обучение как способ формирования исследовательской компетентности школьников

Вишнякова Татьяна Витальевна
В статье рассматриваются основы организации учебной деятельности школьников с помощью проблемно-диалогового обучения, роль данного обучения в формировании исследовательской компетентности учащихся.
Читать PDF
723.66 кб

Диалоговое обучение как условие реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин гумани

Мусифуллин Салават Ришатович, Сафонова Ольга Викторовна
В соответствии с требованиями Болонской декларации, в настоящее время в Российской Федерации в действие вводятся государственные образовательные стандарты третьего поколения.
Читать PDF
254.74 кб

Реализация коммуникативного подхода через обучение диалоговому общению в процессе изучения иностранн

Галишникова Елена Михайловна
Данная статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции как основной цели коммуникативного подхода, что предполагает создание дискурса в качестве особой профессионально-направленной языковой среды.
Читать PDF
3.64 мб

Диалоговые образовательные технологии как средство интерактивного обучения общению студентов физкуль

Шадрин Александр Анатольевич
В статье рассматривается актуальный вопрос интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культуры на основе диалогических образовательных технологий.
Читать PDF
454.88 кб

Диалоговые методы обучения в подготовке выпускников факультета специального (дефектологического) обр

Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена рассмотрению диалоговых методов обучения студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование; обсуждению преимуществ, которые демонстрируют эти методы, и их направленности на формиров
Читать PDF
13.87 мб

Возможности диалоговой технологии в сетевом окружении в обучении иностранному языку в техническом ву

Одинокая Мария Александровна
в данной статье рассматриваются возможности организации учебной деятельности студентов технического вуза с помощью диалогового обучения.
Читать PDF
30.43 мб

Диалоговая технология эффективного достижения наиболее прогнозируемых результатов обучения иностранн

Хохленкова Людмила Анатольевна
Происходящие в российском обществе процессы информатизации, культурной интеграции и экономической глобализации диктуют новые требования к овладению иностранным языком как средством межличностного и делового общения.