Обучаемость
группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие, способностьк научению.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
ОБУЧАЕМОСТЬ
определенная восприимчивость, чувствительность, усвоение знаний, способность к дальнейшему обучению.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Обучаемость
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний и умений, а также способов и приемов продуктивной деятельности в процессе обучения.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Обучаемость
это приобретенная учащимися или студентами (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Обучаемость
группа качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность обучения (познавательный интерес, мыслительные навыки, ответственность, внимательность, умение сотрудничать и др.); способность к научению; не всегда коррелирует с обученностью.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Обучаемость
индивидуальные показатели качества и скорости усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого учебного материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных специальных видов материала.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Обучаемость
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала(различных наук, искусства, видов практической деятельности).
Источник: Педагогическая психология
ОБУЧАЕМОСТЬ
способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой. Общая обучаемость проявляется в способности усваивать любой материал, специальная-материал, относящийся к отдельным видам практической деятельности, различных наук, видов искусств.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость - способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость - способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида [80, c. 352].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, его сознательному запоминанию, усвоению, анализу и применению. О. – способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. У детей с отклонениями в развитии О. в силу различия нарушений также различна и индивидуальна. О. характеризует потенциальные возможности ученика и используется при индивидуальном и дифференцированном подходах в обучении как исходное понятие.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
Обучаемость
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе обучаемости – уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. Обучаемость определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем «рецептивного» познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ОБУЧАЕМОСТЬ
способность к овладению новыми знаниями, действиями, навыками, формами деятельности. Обучаемость зависит от способностей (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи и др.) и познавательной активности субъекта, по-разному проявляется в разных видах деятельности и при изучении разных учебных предметов. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование знаний на определенных (сенситивных) этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не м. б. полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты поня-тия О.: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы продвижения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Источник: Педагогический словарь
Обучаемость
индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. Способность учиться включает в себя особенности интеллекта. Показателями обучаемости являются: обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; осознанность мыслительной деятельности; гибкость мышления; устойчивость и самостоятельность мышления; способность переносить знания в новые условия. Обучаемость во многом зависит от уровня развития у учащегося речи. Определение обучаемости и уровня ее развития зависит не только от учащегося, но и от той образовательной технологии, которой его обучают. По технологии Шаталова, например, практически все показывают высокую обучаемость, традиционная же технология, более рассчитанная на освоение теории, дает большой разброс уровней обучаемости.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе О. - уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем "рецептивного" познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека. — способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой. Общая обучаемость проявляется в способности усваивать любой материал, специальная - материал, относящийся к отдельным видам практической деятельности, различных наук, видов искусств. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. ) См. также Образование
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ОБУЧАЕМОСТЬ
восприимчивость к обучению, учебные способности, которые не сводятся к объему знаний и умственных операций. Различают общую О. – способность к усвоению любого учебного материала и специальную О. как способность к усвоению отдельных видов материала (наук, искусства, практики). Психологическими показателями О. являются активность ориентировки человека в новых условиях, перенос усвоенных способов действия в новые условия, готовность к сотрудничеству и к принятию помощи другого человека, переключаемость с одного способа работы на другой, быстрое образование новых понятий и способов действий, темп и работоспособность, выносливость и др. О. формируется и расширяется в условиях обучения, приводя к качественным сдвигам в умственном развитии обучающегося. Профессиональная О. есть активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами, также готовность, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность и способность к профессиональному обновлению.
Акмеология изучает профессиональную О. в связи с различной степенью упражняемости психических функций у разных людей, а также соотношение профессиональной О. (податливости) и самообучаемости в процессе восхождения человека к профессионализму.
Источник: Акмеологический словарь
ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и спец. О. как способность усвоения отд. видов уч. материала (разделов курсов наук, видов иск— в и практич. деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. В основе О. — уровень развития познават. процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотива-ционно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания уч. материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения). О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем «рецептивного» познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью др. человека, владеющего соответствующими знаниями и умениями. Поэтому О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоят. познанию, оказывающему Значит. влияние на развитие О. Лит.: Богоявленский Д. Н., Менчинская H. A., Психология усвоения знаний в школе, М., 1959; Возрастные возможности усвоения знаний, под ред. Д. Б. Элькони-на, В. В. Давыдова, М., 1966; Обучение и развитие, под ред. Л. В. Занкова, М., 1975; Развитие психики школьников в процессе уч. деятельности, под ред. В. В. Давыдова, М., 1983.
3. И. Калмыкова.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
ОБУЧАЕМОСТЬ
(англ. learning ability). Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Способность к усвоению нового, в том числе учебного материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). О., основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта, по разному проявляется в разных видах деятельности и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного возраста к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков. К ним относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной). Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (посвященных науке, искусству, различным видам практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания), а также речи, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, в том числе компонентов учебной деятельности (способности уяснения содержания учебного материала в результате его объяснения и овладения материалом до степени активного применения). О. определяется не только уровнем развития активного познания, т. е. тем, что человек может познать и усвоить самостоятельно, но и уровнем «рецептивного» познания, т. е. тем, что субъект может понять и усвоить с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями. Поэтому О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию. Повышение уровня О. – одна из задач любого обучения, которая решается посредством развития познавательных способностей учащегося и профессиональных умений преподавателя. О. включает в себя многие специальные умения. Для школьников это преимущественно учебные умения, а для студентов – умения научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение при этом имеют умения работать с текстами, пользоваться словарями, организовать свою работу, поставить научную проблему и проконтролировать ее выполнение (Конышева, 2006).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).