ОБУЧАЕМОСТЬ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Обучаемость
группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие, способностьк научению.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

ОБУЧАЕМОСТЬ
определенная восприимчивость, чувствительность, усвоение знаний, способность к дальнейшему обучению.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Обучаемость
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний и умений, а также способов и приемов продуктивной деятельности в процессе обучения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Обучаемость
это приобретенная учащимися или студентами (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Обучаемость
группа качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность обучения (познавательный интерес, мыслительные навыки, ответственность, внимательность, умение сотрудничать и др.); способность к научению; не всегда коррелирует с обученностью.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Обучаемость
индивидуальные показатели качества и скорости усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого учебного материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных специальных видов материала.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Обучаемость
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала(различных наук, искусства, видов практической деятельности).

Источник: Педагогическая психология

ОБУЧАЕМОСТЬ
способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой. Общая обучаемость проявляется в способности усваивать любой материал, специальная-материал, относящийся к отдельным видам практической деятельности, различных наук, видов искусств.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость - способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость - способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида [80, c. 352].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, его сознательному запоминанию, усвоению, анализу и применению. О. – способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. У детей с отклонениями в развитии О. в силу различия нарушений также различна и индивидуальна. О. характеризует потенциальные возможности ученика и используется при индивидуальном и дифференцированном подходах в обучении как исходное понятие.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Обучаемость
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе обучаемости – уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. Обучаемость определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем «рецептивного» познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ОБУЧАЕМОСТЬ
способность к овладению новыми знаниями, действиями, навыками, формами деятельности. Обучаемость зависит от способностей (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи и др.) и познавательной активности субъекта, по-разному проявляется в разных видах деятельности и при изучении разных учебных предметов. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование знаний на определенных (сенситивных) этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не м. б. полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты поня-тия О.: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы продвижения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Источник: Педагогический словарь

Обучаемость
индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. Способность учиться включает в себя особенности интеллекта. Показателями обучаемости являются: обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; осознанность мыслительной деятельности; гибкость мышления; устойчивость и самостоятельность мышления; способность переносить знания в новые условия. Обучаемость во многом зависит от уровня развития у учащегося речи. Определение обучаемости и уровня ее развития зависит не только от учащегося, но и от той образовательной технологии, которой его обучают. По технологии Шаталова, например, практически все показывают высокую обучаемость, традиционная же технология, более рассчитанная на освоение теории, дает большой разброс уровней обучаемости.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе О. - уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем "рецептивного" познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека. — способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой. Общая обучаемость проявляется в способности усваивать любой материал, специальная - материал, относящийся к отдельным видам практической деятельности, различных наук, видов искусств. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. ) См. также Образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОБУЧАЕМОСТЬ
восприимчивость к обучению, учебные способности, которые не сводятся к объему знаний и умственных операций. Различают общую О. – способность к усвоению любого учебного материала и специальную О. как способность к усвоению отдельных видов материала (наук, искусства, практики). Психологическими показателями О. являются активность ориентировки человека в новых условиях, перенос усвоенных способов действия в новые условия, готовность к сотрудничеству и к принятию помощи другого человека, переключаемость с одного способа работы на другой, быстрое образование новых понятий и способов действий, темп и работоспособность, выносливость и др. О. формируется и расширяется в условиях обучения, приводя к качественным сдвигам в умственном развитии обучающегося. Профессиональная О. есть активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами, также готовность, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность и способность к профессиональному обновлению.
Акмеология изучает профессиональную О. в связи с различной степенью упражняемости психических функций у разных людей, а также соотношение профессиональной О. (податливости) и самообучаемости в процессе восхождения человека к профессионализму.

Источник: Акмеологический словарь

ОБУЧАЕМОСТЬ
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и спец. О. как способность усвоения отд. видов уч. материала (разделов курсов наук, видов иск— в и практич. деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. В основе О. — уровень развития познават. процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотива-ционно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания уч. материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения). О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем «рецептивного» познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью др. человека, владеющего соответствующими знаниями и умениями. Поэтому О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоят. познанию, оказывающему Значит. влияние на развитие О. Лит.: Богоявленский Д. Н., Менчинская H. A., Психология усвоения знаний в школе, М., 1959; Возрастные возможности усвоения знаний, под ред. Д. Б. Элькони-на, В. В. Давыдова, М., 1966; Обучение и развитие, под ред. Л. В. Занкова, М., 1975; Развитие психики школьников в процессе уч. деятельности, под ред. В. В. Давыдова, М., 1983.
3. И. Калмыкова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ОБУЧАЕМОСТЬ
(англ. learning ability). Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Способность к усвоению нового, в том числе учебного материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). О., основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта, по разному проявляется в разных видах деятельности и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного возраста к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков. К ним относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной). Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (посвященных науке, искусству, различным видам практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания), а также речи, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, в том числе компонентов учебной деятельности (способности уяснения содержания учебного материала в результате его объяснения и овладения материалом до степени активного применения). О. определяется не только уровнем развития активного познания, т. е. тем, что человек может познать и усвоить самостоятельно, но и уровнем «рецептивного» познания, т. е. тем, что субъект может понять и усвоить с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями. Поэтому О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию. Повышение уровня О. – одна из задач любого обучения, которая решается посредством развития познавательных способностей учащегося и профессиональных умений преподавателя. О. включает в себя многие специальные умения. Для школьников это преимущественно учебные умения, а для студентов – умения научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение при этом имеют умения работать с текстами, пользоваться словарями, организовать свою работу, поставить научную проблему и проконтролировать ее выполнение (Конышева, 2006).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Влияние полигиповитаминоза на проявление безусловного рефлекса и обучаемость у растущих крыс

Вржесинская Оксана Александровна, Коденцова Вера Митрофановна, Бекетова Нина Алексеевна, Переверзева Ольга Георгиевна, Кошелева Ольга Васильевна, Сидорова Юлия Сергеевна, Зорин Сергей Николаевич, Мазо Владимир Кимович
Целью работы было исследовать влияние сочетанной недостаточности всех витаминов у растущих крыс на проявление безусловного рефлекса и способность к обучению в ответ на воздействие электрическим током.
Читать PDF

Обучаемость как психолого-педагогическая проблема

Бондарь Н. Г.
Читать PDF

Профессиональная обучаемость студентов как основа их субъектной позиции в обучении

Росина Наталья Леонидовна
В статье рассматривается проблема готовности студентов-психологов к проявлению субъектной активности в обучении, описываются особенности субъектной позиции в учебной деятельности.
Читать PDF

Принципы развития обучаемости школьников с использованием технологии укрупнения дидактических единиц

Шевченко Н. И.
Рассматривается проблема обоснования и разработки системы дидактических принципов, способствующих реализации возможностей технологии укрупнения дидактических единиц в целях развития обучаемости школьников.
Читать PDF

Ступени обучаемости первоклассника в валеологическом сопровождении

Засорин Кирилл Валентинович
В статье рассматриваются методологические подходы к оцениванию степени общего развития и образовательного здоровья, измерению качества образования младшего школьника.
Читать PDF

Теоретические основы диагностики обучаемости учащихся в современной школе

Читать PDF

Критерии оценки обучаемости английскому языку студентов вуза

Богданова Инга Владимировна
Читать PDF

Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости

Читать PDF

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с низкой обучаемостью

Ярошенко С.Н.
Читать PDF

Концепция измерения обучаемости студентов историческим дисциплинам

Гришанов Михаил Викторович
В статье рассмотрены подходы к пониманию сущности обучаемости, выделены и иерархически упорядочены ее основные компоненты.
Читать PDF

Сущностные характеристики пониженной обучаемости школьников

Шипилова Елена Викторовна
Рассматривается структура пониженной обучаемости. Дана характеристика уровней обучаемости учащихся с трудностями в обучении.
Читать PDF

Критерии и факторы обучаемости иностранному языку

Богданова Инга Владимировна
Рассмотрены индивидуально психологические особенности студентов с целью выявления специфичности обучаемости иностранному языку с точки зрения основных ее критериев и факторов.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • обучаемость Эксплицитная

    способность к обучению, основанная на целенаправленных сознательных усилиях со стороны обучающегося.
  • ИМПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ

    способность обучатьсябез целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося.
  • ОБУЧАЕМОСТЬ ПОНИЖЕННАЯ

    снижение показателей скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Выражается в разобщенности и неустойчивости усваиваемых знаний, в неумении самостоятель
  • КОЭФФИЦИЕНТ ОБУЧАЕМОСТИ

    показатель степени выраженности способности учащегося ориентироваться в незнакомой, ранее не освоенной учебной реальности.