ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕГИОН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕГИОН
это, с одной стороны, сложное социальное явление с органически интегрированной системой высшего образования, которая территориально сложилась и оказывает формирующее влияние на производственную, социальную, научно-техническую, экологическую и другие связанные между собой структуры, обеспечивающие жизнедеятельность общества. С другой стороны, это объект государственного социального эксперимента в системе высшего образования, в рамках которого возможны внедрения социальных инноваций, анализ их результативности и эффективности в плане социальной отдачи высшей школы. Регионализация государственной системы высшего образования может проводиться частично и постепенно. (Бірюкова М. В. Вища школа регіону як об’єкт соціального прогнозу: автореф. дис… канд. соціол. н.– X., 1998. –19 с.). М. В. Бирюкова
Источник: Глоссарий современного образования.
Образовательный регион
территориально обозначенная образовательная система, интегрирующая деятельность всех входящих в нее образовательных учреждений и взаимодействующих с ними ведомств и организаций в единое образовательное пространство. Признаками образовательного региона являются:
• совместная образовательная деятельность различных ведомств (образования, культуры, права, социальной защиты, церкви и др.), основанная на понимании общих ценностей и целей образования;
• концептуализация образовательной деятельности, основанная на общности типа образования и свободы выбора средств и способов его осуществления каждым образовательным учреждением;
• развитие государственно-общественных и общественно-государственных форм управления образованием в регионе.
Образовательный регион - это саморазвивающаяся и постоянно самообновляющаяся образовательная система, обладающая свойством диффузии педагогических инноваций, изменяющая не только себя, но и свое окружение. Отличительным признаком инновационного образовательного региона является его постоянное самообновление: возникновение в его инфраструктуре образовательных учреждений нового типа, новых форм кооперации и сотрудничества в управлении образованием и т. д.
Регионобразующая функция управления этой системой осуществляется путем воссоздания рынка образовательных услуг, включающего разнообразные государственные и негосударственные образовательные структуры, координации их взаимодействия в едином образовательном пространстве, создания образовательных микрорегионов, образовательных комплексов, инфраструктура которых учитывает социально-экономические, демографические, культурные особенности населения и характер образовательной ситуации.
• совместная образовательная деятельность различных ведомств (образования, культуры, права, социальной защиты, церкви и др.), основанная на понимании общих ценностей и целей образования;
• концептуализация образовательной деятельности, основанная на общности типа образования и свободы выбора средств и способов его осуществления каждым образовательным учреждением;
• развитие государственно-общественных и общественно-государственных форм управления образованием в регионе.
Образовательный регион - это саморазвивающаяся и постоянно самообновляющаяся образовательная система, обладающая свойством диффузии педагогических инноваций, изменяющая не только себя, но и свое окружение. Отличительным признаком инновационного образовательного региона является его постоянное самообновление: возникновение в его инфраструктуре образовательных учреждений нового типа, новых форм кооперации и сотрудничества в управлении образованием и т. д.
Регионобразующая функция управления этой системой осуществляется путем воссоздания рынка образовательных услуг, включающего разнообразные государственные и негосударственные образовательные структуры, координации их взаимодействия в едином образовательном пространстве, создания образовательных микрорегионов, образовательных комплексов, инфраструктура которых учитывает социально-экономические, демографические, культурные особенности населения и характер образовательной ситуации.
Источник: Глоссарий по педагогике.