ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
С позиций обучающегося образовательными проектами являются в современной интерпретации образовательные программы (если не считать обучения и воспитания детей в самом раннем возрасте – в семейном воспитании, которое, как правило, родителями не проектируется, а осуществляется интуитивно). Образовательные программы: дошкольного образования, общеобразовательные (начального, основного и полного среднего), начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования охватывают достаточно длительные отрезки времени и для обучающегося являются полными завершенными циклами образовательной деятельности – инновационной, продуктивной деятельности. То есть, образовательная программа отвечает всем признакам проекта. Необходимо оговорить, что на сегодняшний день процесс воспитания и процесс развития психических процессов обучающегося программируются каким-то образом лишь в образовательных программах дошкольного образования. Все остальные образовательные программы, начиная с начальной школы, направлены лишь на учебную деятельность обучающегося – последствия «школы знаний». А в целом – последствия научного типа организационной культуры. Ведь сегодня все содержание образования, отражаемое в образовательных программах, учебных планах и т. д. сводится только к содержанию обучения, формулируемому в понятиях «знать» и «уметь». Аспекты воспитания и развития вообще никак не проектируются (не программируются)! Но ныне уже совсем иная эпоха. И, наверное, необходимы попытки построения содержания образования в каких-то иных понятиях. Может быть, в терминах культуры. А именно – раскрывать его не в понятиях «знание» и «умение» («компетенция»). А в понятиях культуры: «нравственная культура личности», «эстетическая культура», «информационная культура», «гуманитарная культура», «техническая культура» и т. д. При таком подходе цели и содержание образования потеряют нынешний технократический, отчужденный по отношению к человеческой сущности характер и переведутся в личностный план. Могут быть и какие-то иные варианты. Специфика образовательной программы как образовательного проекта заключается в том, что участие обучающегося в проектировании образовательного процесса, в целеобразовании крайне ограничена, особенно в младших возрастах. Ведь проектируют образовательный процесс другие люди: разработчики содержания образования на федеральном, региональном и местном уровнях, авторы учебников и т. д., а также учителя и преподаватели, поскольку каждый педагог вносит в содержание образования свою личностную интерпретацию. Отстраненность обучающегося от построения целей образования, очевидно, явление объективное и неизбежное. С рождения и до окончания основной школы обучающийся вообще не имеет возможности выбора (за исключением дополнительного образования в кружках технического творчества, в музыкальных, художественных, спортивных школах и т. п.). После окончания основной школы обучающийся может выбирать образовательную траекторию – продолжить образование в средней школе с тем или иным профилем, или пойти в профессиональное училище, колледж и т. п. на ту или иную специальность. И так далее. В частности то, что сегодня много внимания уделяется личностно-ориентированному образованию, означает возможность для обучающегося выбора образовательной траектории в имеющемся наборе образовательных программ (а также, в более дробном варианте – подпрограмм). Но не более того. Даже после окончания профессионального образовательного учреждения, в том числе высшего, в системе повышения квалификации цели и содержание обучения задаются, в основном, извне – другими людьми. И только в режиме самообразования обучающийся имеет полную свободу выбора и может самостоятельно определять цели образовательной деятельности: что ему изучать, чем заниматься, сколько, когда, как и т. д. Необходимо подробнее остановиться лишь на двух этапах стадии конструирования образовательного проекта – декомпозиции и агрегирования (композиции). Декомпозиция – это процесс разделения общей цели проектируемой системы – в нашем случае такой системой являются образовательная программа – на отдельные подцели – задачи. Декомпозиция предусматривает разделение общей цели на подцели (задачи), те в свою очередь разделяются на подзадачи и т. д. То есть выстраивается так называемое дерево целей (задач) – выстраивается, соответственно, иерархия образовательных проектов (Рис. 16).

Декомпозиция образовательных программ осуществляется разработчиками образовательной документации:
- по дисциплинам (учебным курсам), те, в свою очередь, разделяются по разделам, разделы по темам, темы по отдельным занятиям и т. д. (вариант предметной декомпозиции содержания обучения).
- по модулям (другой вариант, в случае объектной декомпозиции содержания обучения). В свою очередь модуль разделяется на отдельные блоки (зачетные единицы) и т. д. В общем случае деление заканчивается минимальной неделимой «единицей» учебного процесса – образовательной задачей. Таким образом, образовательный процесс разбивается на многочисленные дробные «клеточки» – проекты, подпроекты, минипроекты (Рис. 16). Агрегирование (композиция). Напомним, что процесс в определенном смысле противоположный декомпозиции это – агрегирование, композиция (дословно – соединение частей в целое). Таким образом – агрегирование – это процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. И вот как раз с композицией, агрегированием в образовательном процессе возникают многие проблемы. Дело в том, что декомпозицией, разделением образовательной программы на элементарные «клеточки» – учебные задачи занимаются многие – от разработчиков учебных программ и учебников до учителей, преподавателей по разным предметам, а все эти «клеточки»-задачи должны «агрегироваться», «композироваться» – объединяться в единое целое представление об образовательной программе всего в одной единственной голове – голове обучающегося. Чего чаще всего этого и не происходит! И это явление (композиция разрозненных компонентов образовательного процесса в нечто единое целое) составляет большую проблему для педагогики! Любые проекты, в том числе образовательные, на любом уровне их иерархии завершаются рефлексивной фазой – «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний: объекта продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка) результатов проекта;
- субъекта деятельности, т. е. самого себя – рефлексия. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.18 мб

Образовательный проект «Знай наших»

В. А. Литош
Читать PDF
311.38 кб

Организация образовательных проектов

Новиков Александр Михайлович, Новиков Дмитрий Александрович
Авторы с позиций системного анализа продолжают тему опубликованную в предыдущем номере журнала1, раскрывают фазы проектирования; уделяя особое внимание концептуальной стадии проектирования.
Читать PDF
208.36 кб

Проектирование образовательных программ

Терских Ирина Александровна
Педагогическое проектирование представляет собой одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе фундаментальных научных теорий.
Читать PDF
25.90 мб

Юбилей как научно-образовательный проект

Цхадая Н. Д.
Читать PDF
109.11 кб

Опыт проектирования образовательной программы

Бекбулатова И.У., Беркимбаев К.М., Мейрбекова Г.П., Ниязова Г.Ж.
Описываются этапы разработки, внедрения, мониторинга и оценки эффективности образовательной программы. Центральный компонент образовательной программы модель выпускника результат деятельности образовательной системы.
Читать PDF
2.17 мб

Проектирование образовательной медиасреды вуза

Альбеков А.У., Вовченко Н.Г., Голобородько А.Ю., Стеценко И.А., Камышанская С.С.
В статье систематизирован опыт функционирования образовательной медиасреды вуза, включающей систему автоматизированного управления учебным процессом, автоматизированную информационную библиотечную систему, систему дистанционного о
Читать PDF
748.50 кб

Филология как научный и образовательный проект

Шкаренков Павел Петрович
В статье рассматривается филология как научный и образовательный проект, реализуемый в Институте филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.
Читать PDF
67.69 кб

О проектировании новых образовательных программ

Езопова Светлана Александровна
В начале работы при обсуждении стандартов третьего поколения на кафедрах института детства мы определяли направленность будущих образовательных программ, имея в виду о собенности подготовки в рамках двух направлений: «Педагогическ
Читать PDF
75.99 кб

О научно-образовательном проекте "Фенноскандия"

Мосолов Вячеслав Вячеславович
Одним из инструментов интернационализации современного университета являются специализированные научно-образовательные, учебные и консультационные центры.
Читать PDF
160.88 кб

Образовательный проект «Альтернативный репетитор»

Хусаинов М. , Хлебникова Т. , Любина Н. , Цыбина А.
Читать PDF
281.99 кб

Технология проектирования образовательных событий

Волкова Наталья Викторовна
Цель статьи концептуально обосновать и раскрыть сущность авторской технологии проектирования образовательных событий. Методология и методики исследования. Методологическая основа работы гуманитарный подход.
Читать PDF
123.86 кб

Реализация инновационного образовательного проекта

Толчёнова Е. А., Соколова Н. В., Белозор Е. А.
В Научный Совет № 8 поступили заявления от руководителей здравоохранения субъектов РФ с просьбой осуществить в их регионах образовательную деятельность по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Читать PDF
339.58 кб

Инновационно-образовательное проектирование в вузе

Журавская Н. Т.
В статье раскрывается необходимость инновационно-образовательного проектирования в вузе и его содержание. Дан алгоритм действий субъектов инновационного образовательного процесса и технология проектирования инноваций в вузе.
Читать PDF
4.79 мб

Проект интегрированной образовательной сети города

Панфилов С. А., Кирдин Н. А.
Читать PDF
301.63 кб

Проектирование образовательных траекторий личности

Огородникова Елена Ивановна