ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ
Понятийный статус образовательного знания еще только складывается в категориальном поле отечественной педагогики, хотя сам термин имеет более чем полувековую историю существования в западной философии образования. В самом общем содержательном смысле образовательное знание — это синтезированная совокупность философских принципов, гуманитарных знаний, педагогического опыта, призванная преодолеть рассогласование и разнородность двух типов «производств» — «производства» культурного человека в образовании и «производства» знания об образовании — и базовых процессов самого образования. Инструментальный смысл образовательного знания обнаруживает себя при разработке и реализации инновационных образовательных проектов и программ.
Кардинальные изменения в современной образовательной практике поставили психолого-педагогические науки, ориентированные на образование, в критическое, рефлексивное отношение к своему историческому опыту, к собственным теоретическим основаниям. Становление и развитие инновационного образования обнаружило, что в традиционной педагогике отсутствует не только «язык понимания» (язык понятий), но и «язык объяснения» инновационных педагогических явлений, а их «язык описания» оказывается много хуже, чем у публицистов, пишущих о проблемах образования.
В современной педагогике, педагогической и возрастной психологии произошла своеобразная «понятийная катастрофа»: одни понятия потеряли свой категориальный статус, оказались простыми идеологическими штампами (типа «всестороннее развитие», «гармоничная личность» и пр.), другие стали аморфными, потеряли четкие очертания (например, почти все понятия из области «воспитание»).
Одной из главных причин такого положения является до сих пор не преодоленный разрыв между системами научно-философского и эмпирико-методического знания, ориентированных на образование, и самой образовательной практикой. Более жестко — разрыв между образовательным знанием и практическим педагогическим действием.
С конца XIX века образование становится предметом психологических и социологических наук, что было связано с его превращением в автономную систему и, соответственно, с постановкой вопроса об автономии образовательных исследований, освобождения от их традиционного подчинения философии, а чаще — идеологии. Эволюцию взглядов на образовательное знание (с 50-х годов ХХ века по настоящее время) необходимо рассматривать на фоне важнейших подходов и дискуссий между основными направлениями западной философии образования — гуманитарными, эмпирико-аналитическими, конструктивными (педагогической антропологии, неомарксизмом и др.) в их оппозиции к деструктивным течениям, связанным с постмодернизмом.
Эти дискуссии способствовали борьбе против «оккупационного режима» общей философии, согласно которому, философия образования выводится из общей философии, а практика образования должна выводиться, соответственно, из философии образования.
Однако этому «освобождению» нередко сопутствовало прямое подчинение педагогики уже сложившимся парадигмальным наукам: сначала психологическим, а с 60-х годов ХХ века — социологическим, из которых якобы должно «выводиться» образовательное знание. Именно в этих науках образ человека складывался в терминах биосоциального детерминизма, декларировался подход к целям образования только от общества и его институтов, а не от индивидуальности образующегося человека, подчеркивался особый пафос планомерных технологий, тестового контроля, программированного обучения, стандартов образования, компьютеризации и т.п. Тенденции сведения педагогики к этим дисциплинам, но под эгидой марксизма-ленинизма, была характерна и для советской системы образования, а без «эгиды» — сциентизм доминирует в педагогике и сегодня.
На Западе философия образования с самого ее основания, вопреки господствующему сциентизму и естествознанию (как идеалу научности) в системе гуманитарного знания опирается не только на научные исследования, но и на идеи общественно-педагогического движения. Именно в этой вненаучной сфере в пику формализму и бюрократизму официальной науки и философии выдвигается проблема соразмерения образовательной деятельности, ее антропологических целей, учебных планов и методов воспитания с жизненными ориентациями учащихся. Очевидно также, что главным источником этих идей был профессиональный опыт педагогов. В России аналогичные педагогические движения рождались в 1905 и 1917 годах и глохли с наступлением реакции, более влиятельным было педагогическое движение 90-х годов, которое еще ждет теоретического осмысления (равно как и два первых).
В отечественной литературе тематика образовательного знания нередко отождествляется с проблемами структуры и подразделений общей педагогики, с вопросами соотношения теории и практики, как правило — без специального отношения к вненаучному знанию. Этот подход выражается в следовании тезису о руководящей роли теории при игнорировании того, что педагогическая практика и профессиональный опыт педагогов, его генерализации являются не послушными орудиями теории, а могут приводить к существенным сдвигам в самих педагогических теориях. За этим сциентистским взглядом кроется более общее утверждение о подчинении вненаучной педагогической культуры и жизни научной эпистеме, ее проектам и постулатам — подчинении, нередко ассоциируемом с властью, а то и с «террором» в отношении к культуре и свободе человека, исключающего из образовательного знания все, что не соответствует научной теории.
За пределами внимания оказывается гетерогенность образовательного знания в плане соотношения научного знания с философией, научной эпистемы с разными — релевантными образованию областями культуры. Классическая идеологема о соотношении теории и практики не раскрывает с достаточной ясностью автономии практической педагогической деятельности и свойственного ей знания (например, педагогического опыта), их обратного воздействия на развитие теории; не дает анализа соотношения эмпирико-аналитического и гуманитарного подходов в исследовании образования.
Сказанное не означает, что философское и научное знание должно быть подчинено вненаучному, жизненно-практическому мышлению. Слишком часто профессиональный опыт педагогов грешит нарушением логики; привязанностью к локальным ценностям, традициям и предрассудкам; тенденцией к их универсализации; оппозиционностью к науке и философии, к связанным с ними уровнями культуры. Нечто подобное складывается и в «антипедагогике», преувеличивающей самостоятельность педагогического опыта, муссирующей свободу учащихся в ущерб дисциплине ума и дела с нарочитой антипатией к «принудительности» стандартов системы образования.
Сегодня необходимы исследования, направленные не на открытие
т.н. «объективных» истин в теоретической педагогике, а на улучшение практического положения дел. Это тот корпус образовательных исследований, который у нас в 90-е годы получил название «практико-ориентированной науки». Такая наука способна осуществить цепочку преобразований, переходов от теоретико-концептуального знания к проектному, затем — к технологическому, инструментальному, орудийному, и только теперь — к осмысленному практическому действию, к новой практике образования.
Обозначенная совокупность знаний вкупе с механизмами их преобразования и составляет систему образовательного знания. Его становление предполагает соразмерение и синтез многих знаний и ценностей различного статуса и модальности — научных и жизненно-практических, духовных и политических, этических и эстетических. Однако синтез подобного комплекса в образовательную или исследовательскую программу осуществляется не в рамках и не в форме дисциплинарной монопредметной теории. Концептуальным пространством проектирования этих программ является образовательная антропология.
Данная фиксация требует системного пересмотра философско-психологических, социально-педагогических, политико-экономических основ современного образования в направлении его подлинно гуманитарно-антропологической модальности, требует и новых средств образовательной деятельности, которые можно назвать антропо-практиками — практиками выращивания «собственно человеческого в человеке». В подлинно развивающем образовании сугубая технологичность педагогических действий связана с осознанным и целенаправленным построением таких образовательных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение молодого человека, и обретение им собственной субъектности, и авторства собственных осмысленных действий.
В.И.Слободчиков
Литература:
Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. — СПб., 2004.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
9.03 мб

Образовательное знание социума

Зборовский Гарольд Ефимович
Даются понятия социума и образовательного знания. Рассматриваются проблемы связи образования и знания. Показывается значение образовательного знания для развития социума.
Читать PDF
168.66 кб

Генезис знания в образовательном процессе

Москвина А. В.
Статья посвящена анализу знаниевого компонента образовательного процесса в контексте современных научных представлений.
Читать PDF
236.43 кб

Образовательное знание: понятие и феномен

Симоненко Т. И.
В статье анализируется выдвинутое М. Шелером понятие «образовательное знание», рассматривается его содержание, категориальный статус, место в философско-образовательной теории и значение для образовательной практики.
Читать PDF
499.46 кб

ТЕСТОЛОГИЯ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Андрейченко Владимир Александрович
В статье анализируются основные теории, которыми руководствуются при организации педагогического тестирования. Показано, что на практике имеют место ряд отклонений от предусмотренных теорией требований к тестовым заданиям.
Читать PDF
958.42 кб

Образовательная компонента в экономике знаний

Элькина Л. В.
The world has just entered in new economy, economy, based on knowledges. The quality of education today like an integral part of new economy basic element of competitiveness and stable development in country.
Читать PDF
79.82 кб

Образовательная эпистемология и трансформация знаний

Карпов Александр Олегович
Образовательная эпистемология опирается сегодня на концепцию генеративного обучения, которая нацелена на развитие мышления, способного к созданию нового. Организация такого обучения использует идею трансформации знаний.
Читать PDF
2.86 мб

Императивы образовательной парадигмы общества знаний

Журавлёва Ирина Александровна
Представлен опыт социально-философской рефлексии проблемы образовательной парадигмы формирующегося общества знаний.
Читать PDF
183.49 кб

Образовательное сообщество в условиях экономики знаний

Щелкунов Михаил Дмитриевич
В условиях экономики знаний образовательное сообщество из академического объединения превращается в экономическую корпорацию, функционирующую по правилам деятельности хозяйствующего субъекта и занятую производством, трансляцией и
Читать PDF
210.22 кб

Место контроля знаний в образовательной системе колледжа

Петрова М. В.
В статье рассмотрены формы контроля и их место в структуре образовательного процесса.In the article forms of the control and their place in structure of educational process are considered.
Читать PDF
135.59 кб

Сектор образовательных услуг как основа экономики знания

Гоженко Констанция Николаевна
В статье рассматривается значимость образовательных услуг в механизме становления экономики знания.
Читать PDF
224.08 кб

Значение экологических знаний в образовательном процессе

Сенницкая Людмила Викторовна
В статье анализируется проблема взаимодействия человека и природы, отмечается актуальность этой проблемы в контексте развития научно-технического прогресса.
Читать PDF
838.22 кб

Подход к контролю знаний в виртуальной образовательной среде

Катаев М. Ю., Катаев С. Г.
Предлагается подход к контролю знаний в виртуальной образовательной среде, отличающийся от известных методик взвешенной суммой временных затрат при прохождении учащимся контрольных тестов и полученных успешных ответов.
Читать PDF
130.12 кб

Образовательная программа «Спондилоартриты знания и обучение»

Эрдес Ш. Ф.
Читать PDF
493.66 кб

Образовательно-эффективные виды и формы контроля знаний студентов

Колова Светлана Дмитриевна, Врублевский Александр Сергеевич
В данной статье обосновывается образовательная эффективность различных видов и форм контроля знаний студентов гуманитарных факультетов.
Читать PDF
280.55 кб

Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве

Конькина Евгения Владимировна, Егорова Юлия Николаевна, Малахова Ольга Юрьевна
В статье рассматривается проблема общества знания, с точки зрения оценки его теоретического и практического потенциала, выявления многозначности феномена понятия «знание».