ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Это понятие не может быть сведено ни к образовательной среде, ни к собственно информационному, культурному или любому другому пространству. Понятие образовательного пространства учебного заведения наиболее точно определяется через понятие социального пространства – как, пространства отношений и сил (в формулировке П. Бурдье). Оно возникает на основе взаимодействия субъектов образовательного процесса, включенных в сложную систему отношений; выступает «формой эмпирического бытия системы образования, социокультурной конкретикой места присвоения личностью жизненно необходимого и профессионально значимого социального опыта, задаваемого образовательным окружением в диалектике возможности и действительности». Образовательное пространство учебного заведения является сферой взаимодействия трех субъектов: обучающего (воспитателя, учителя, преподавателя), обучающегося (воспитанника, ученика, студента) и среды между ними. Структура образовательного пространства учебного заведения, имеет, как минимум, две проекции. Первая проекция представлена различными полями (культурное, информационное, политическое и т. п., а также поля различных учебных дисциплин (предметов). При этом под «полем» понимаются отношения силы, устанавливающиеся (существующие) между социальными позициями, которые гарантируют их носителям определенную часть социальной силы или капитала – так, что они оказываются в состоянии вступать в борьбу за монополию власти; решающим измерением этой борьбы оказывается борьба за определение легитимной формы власти. Вторая проекция структуры образовательного пространства учебного заведения имеет две основные структурные составляющие: текстовую (программы обучения, тексты учебников, лекций и т. п.) и средовую (совокупность образовательных условий и людей, действующих в этих условиях, имеющая подвижные пространственновременные границы, обеспечивающая социализацию личности) (Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. – Т. I, № 1. – 1992. – С. 17–36; Нечитайло И. С. Образовательное пространство вуза как пространство отношений и идентичностей // Молодь в умовах нової соціальної перспективи: зб. наукових праць. – К. : Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2012. – Вип. 14, Ч. І. – C. 448–455). И. С.Нечитайло

Источник: Глоссарий современного образования.