ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА
минимальная «единица», «клеточка» образовательного процесса. Соответственно, можно разделить образовательные задачи на воспитательные задачи, учебные задачи, задачи по развитию – развитию психических процессов обучающегося. Но то, что касается воспитательных задач, задач развития, их назначения, состава, структуры – это совершенно неисследованные области. И об этом автор ничего сказать пока не может. Можно подробнее остановиться на учебной задаче. Итак, минимальной «единицей», «клеточкой» учебного процесса является учебная задача. Процесс решения учебной задачи трактуется следующим образом: «– обнаружение противоречий, несоответствий, неизвестных моментов в подлежащем изучению материале, возникновение стремления к их преодолению (создание проблемной ситуации);
- анализ условия задачи, установление зависимостей между данными, между условием и вопросом;
- членение основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения;
- актуализация знаний и способов деятельности и соотнесение их с условием решаемой задачи;
- выдвижение гипотезы (или гипотез);
- выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственно решение);
- проверка решения;
- конкретизация полученных результатов». (Давыдов В.В., Загвязинский В.И., Зимняя И.А. и др.) Несмотря на некоторые различия авторских трактовок, в логике организации процесса решения учебных задач есть много общего – логика процесса решения учебной задачи соответствует общей логике организации проекта в его современном понимании – как завершенного цикла продуктивной деятельности со всеми его фазами, стадиями и этапами. Так, в фазе проектирования есть и выявление проблемы, и моделирование (построение гипотез), и членение основной проблемы на подпроблемы – задачи (декомпозиция), и исследование условий и т. д. Поэтому в качестве общей модели организации процесса решения учебных задач целесообразно взять общую временнýю структуру проекта. А для решения той или иной конкретной учебной задачи в той или иной методической системе обучения из этой общей модели будут опускаться те или иные этапы, стадии. Но обратим внимание на тот факт, что во всех известных дидактических и психологических источниках отсутствуют по меньшей мере два обязательных для любого проекта, в том числе и для учебной задачи, этапа-компонента. Во-первых, определение критериев. Как обучающийся, по каким критериям может самостоятельно определить – решил ли он учебную задачу или нет? Усвоил ли он данное понятие, теорию и т. д.? В целом методический критериальный аппарат для образовательной деятельности обучающегося разработан крайне недостаточно. Во-вторых, отсутствует во всех публикациях и такой важнейший этап-компонент любого проекта, в том числе учебной задачи как определение альтернатив. На сегодняшний день в системе образования мы имеем множество альтернативных учебников, задачников и т. д. Но право выбора того или иного учебника остается за учителем, профессором – но не за обучающимся. Но правильно ли это? В принципе, система учебных задач может быть построена на трех уровнях:
1. Первый – это решение традиционных учебных задач – операционных – как минипроектов образовательной деятельности – это все равно остается необходимым звеном учебного процесса, соответствующим ситуативной активности.
2. Второй – это решение учебных задач второго уровня тактических, соответствующих надситуативной активности – более крупных учебных проектов, где обучающиеся уже могли бы сами ставить цели своей деятельности, где могли бы активно применять свои знания по различным дисциплинам в практике, где могли бы общаться друг с другом и т. д. Третий – это решение учебных задач третьего, творческого уровня, соответствующего творческой активности личности – стратегических учебных задач – крупных учебных проектов. Такие проекты скорее всего могут быть сформулированы в самом общем виде: требуют от обучающихся активного применения теоретических знаний, а также дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; экономических расчетов, самостоятельной разработки проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации с учетом наличных возможностей. Литература: [14, 15, 16, 36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
180.52 кб

Новые задачи образовательной деятельности

Дрон Ольга Петровна
Новая редакция устава Герценовского университета составлена в соответствии с федеральными законодательными актами, а также другими правовыми и нормативными документами, регламентирующими деятельность университета.
Читать PDF
198.11 кб

Структура и задачи образовательного холдинга

Максимова Елена Александровна
Предпринятый автором статьи анализ организационных структур высшей школы, проведенный на стыке педагогики и экономики, показывает связь развития системы профессионального образования и организации труда в обществе.
Читать PDF
162.62 кб

Профессиональная этика как образовательная задача

Кузнецова Елена Викторовна
Читать PDF
471.16 кб

Новые задачи и инструментарий образовательного менеджмента

Гидлевский А. В.
In the present paper the author discusses the new tasks, methodology and tools of the modern educational management.
Читать PDF
507.92 кб

Вопросы качества проектирования решений образовательных задач

Михайлов В.Ю., Андрианова А.А., Латыпов Р.Х.
Обсуждаются вопросы точной формулировки образовательных задач и их решений.
Читать PDF
1.21 мб

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ

Тенова З.Ю., Шомахова А.И.
С введением в действие ФГОС общего и среднего образования перед образовательной сферой были поставлены новые задачи, достижение которых невозможно лишь посредством урочной деятельности.
Читать PDF
426.72 кб

Научно-образовательный центр «Нанотехнология»: задачи и перспективы

Теличенко В. И., Егорычев О. О., Королев Е. В.
Читать PDF
187.13 кб

Моделирование образовательного процесса в свете задач психодидактики

Шимко З.И.
Задача психодидактики разрабатывать такие технологии обучения, которые гарантируют формирование диалектического мировоззрения, широких познавательных потребностей и мотивов, полноценной учебной деятельности и современного научно-т
Читать PDF
223.88 кб

Задачи довузовской подготовки в современной образовательной ситуации

Сокольницкая Т.Н.
Читать PDF
3.40 мб

Качество обучения как приоритетная задача образовательного учреждения

Лях Юлия Анатольевна
Автором был проведен анализ понятия «качество обучения»; рассмотрены показатели качества обучения; выявлены ведущие функции администрации и преподавательского состава по управлению качеством обучения; указаны требования, предъявля
Читать PDF
346.63 кб

Образовательные и гуманитарные задачи русского учительства начала ХХ в

Гетманская Елена Валентиновна
В статье рассматривается система образовательных и воспитательных задач, стоящих перед русским учительством в начале ХХ в.
Читать PDF
266.21 кб

Задачи воспитательной деятельности в современной образовательной системе

Казакова Н.Е.
Статья посвящена роли и месту воспитательной деятельности в современной системе образования, а также задачам, встающим в ходе воспитательного процесса как перед системой образования в целом, так и перед образовательным учреждением
Читать PDF
6.59 мб

К вопросу об использовании учебных задач в образовательном процессе вуза МВД

Л.Н. Костина
Читать PDF
363.56 кб

Технология финансового менеджмента в образовательной организации: цели и задачи

Мусарский Марк Михайлович, Дмитриев Михаил Александрович
Современная стратегия развития образования ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов.
Читать PDF
27.31 мб

Проблемы и задачи опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг

Демцура Светлана Сергеевна, Рябчук Павел Георгиевич, Гордеева Дарья Сергеевна
В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости выбора конкретного направления их реализации.