ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ
в качестве целевой установки предусматривает, чтобы идея технологической подготовки учащихся пронизывала все виды их деятельности и выступала как система. Ее элементами в содержательном плане являются основы наук, трудовое и профессиональное обучение, учебный предмет «Технология», общественно полезный труд. Каждый человек должен, используя научные знания, комплексно подходить к оценке результатов и выбору способов своей деятельности. Ведущую роль в такой деятельности человека приобретает его научная подготовка, прежде всего усвоение общеобразовательных и специальных знаний. Это объясняется тем, что технология выступает парадигмой образования, т. е. целью и основной задачей его является приобретение научных знаний. Однако они автоматически не обеспечивают деятельность будущего специалиста. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Наряду с традиционными предметно ориентированными техническими науками сейчас развиваются проблемно ориентированные комплексные научно-технические и социально-технические дисциплины («Эргономика», «Информатика», «Инженерная экология» и т. п.), синтезирующие знания различных научных областей. Наиболее общие основы их интегративных знаний необходимы каждому образованному человеку. Указанные основы могут стать содержанием учебного предмета «Технология». Содержательная и процессуальная стороны технологии как предметной области трудовой подготовки учащихся отвечают в значительной мере требованиям политехнического образования в школе, которое включается в технологию как один из важнейших элементов ее содержания. Технология как образовательная область предусматривает, что идея технологической подготовки в том смысле, в каком она обозначена выше, должна пронизывать всю систему учебной, трудовой деятельности учащихся. Другими словами, нужна концепция технологического образования школьников. Рассмотрение технологии как предметной области трудовой подготовки позволяет разработать дидактические условия, обеспечивающие технологическую грамотность учащихся в процессе изучения цикла учебных предметов политехнического образования, трудового и профессионального обучения, а также общественно полезного и производительного труда. Современный научно-технический и социальный прогресс кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей жизни.
Поэтому при определении содержания и форм учебного процесса в стенах общеобразовательной школы особое значение приобретает прогнозирование развития содержания и форм деятельности – с учетом способностей человека. Практическая работа в различных отраслях народного хозяйства должна стать необходимым звеном вооружения учащихся технологическими знаниями. Если последовательно реализовывать принцип соединения обучения с производительным трудом, то подростки будут реально находиться в положении не только учащихся, но и работников, создающих для общества материальные и духовные блага и сознательно формирующих и развивающих себя как личность. Генеральное направление – включение всего подрастающего поколения в общественное производство, т. е. в свободное технологическое пространство, обеспечивающее при соответствующих условиях разнообразие преобразовательной деятельности. Достижения педагогов-новаторов, умудряющихся вопреки ведомственным запретам идти вперед, подтверждают эти выводы и показывают, что научно-технический прогресс в целом не сужает, не сокращает, а, наоборот, резко увеличивает возможности технологической деятельности подростков на производстве. Особенно это проявляется в электронике, радиотехнике, производстве вычислительной техники. Целями технологического образования являются: 1) подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование в их сознании технико-технологической картины мира и развитие таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности; 2) создание оптимальных условий для развития личности и поиска ею своего Я в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности. К данным условиям относятся:
воспитание у учащихся трудолюбия и формирование потребности в труде, осознанного и творческого отношения к нему, выработка стремления постоянно совершенствовать свое мастерство;
формирование и развитие значимых для технологической деятельности психофизиологических характеристик, профессионально важных качеств личности, общих и специфических способностей. Важной задачей, значение которой возрастает в связи с необходимостью роста интеллектуального потенциала общества, выступает развитие технологических способностей учащихся и формирование их преобразующего мышления. Как специфический вид интеллектуальной деятельности такое мышление непосредственно связано с решением задач на основе научных знаний. Задача формирования преобразующего мышления в своей основе должна решаться в процессе технологического образования. Характер применения знаний для преобразовательной деятельности диктуется особенностями объекта, который намерены создать. Так, структура используемых знаний в данном случае будет иной, чем при простом их применении в целях познания, когда учащийся уясняет научныеосновы того или иного явления, процесса. Преобразующее мышление ставит своей задачей создание нового объекта труда или придание ему новых качеств. Формирование у школьников преобразующего мышления должно проводиться с учетом их индивидуальных особенностей. Развитие преобразующего мышления основывается на использовании современных методов поиска решений различных задач. К ним относятся методы «мозгового штурма», морфологического анализа и синтеза, сфокусированных объектов; функционально-стоимостный анализ и др. Овладение современными методами преобразовательной деятельности базируется на целом ряде сформированных и формирующихся в процессе педагогического воздействия политехнических умений. К ним относятся такие умственные действия, как умения оценивать собственную деятельность и ее результаты на основе рефлексии, быстро переходить с одного уровня обобщений на другой, видя при этом целое раньше частностей, формировать образ оптимального конечного результата с учетом маркетинговых и экономических прогнозов и др. Указанные методы поисковой деятельности, используемые в качестве разноуровневых стратегий преобразовательной деятельности, основываются на перечисленных выше умственных действиях и, в свою очередь, способствуют их совершенствованию. Таким образом, сущность технологической подготовки можно выразить следующим определением: это процесс подготовки учащихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании технологической картины мира как важнейшего элемента мировоззрения и развитие таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности. Очевидно, что развитие данных способностей и мышления нельзя однозначно отнести только к задачам общего или профессионального образования. Они формируются в процессе технологической деятельности. С позиции всестороннего развития личности технологическая подготовка трактуется как элемент общего образования. Там, где развитие указанных качеств личности рассматривается в связи с подготовкой к профессиональной деятельности, она выступает как средство профессионального образования. Исследования по разработке и усвоению нового содержания дисциплины «Технологии» помогут учащимся сознательно и творчески выбрать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества, мыслить системно, комплексно, самостоятельно определять потребности в информационном обеспечении деятельности. Перечисленные общие способы учебной деятельности, знания и развивающие формы мышления реализуются в процессе преобразовательной деятельности, создания искусственной технической среды на базе научных знаний, т. е. в процессе технологической деятельности или технологического преобразования действительности. Эта сфера деятельности общества определяет в самом общем виде содержательную специфику технологического образования как неотъемлемую и обязательную часть общего образования.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005