ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Образование взрослых
направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Образование взрослых
система государственных и общественных мероприятий по распространению знаний среди взрослого населения. Образование взрослых включает создание школ для взрослых, организацию обучения на предприятиях без отрыва производства, заочное обучение, лекционную пропаганду, самообразование.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
(Adult / continuing / recurrent education) комплекс образовательных мероприятий любого содержания, уровня, метода, формы, благодаря которым лица, которые считаются в определенном обществе взрослыми, совершенствуют свои образовательные и профессиональные квалификации, развивают способности, компетентности (Глосарій (термінологія) Болонського процесу [Електронний ресурс]. – URL: www.mon.gov.ua/main.php?query=education/higher/ bolon/8). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Образование взрослых
направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учётом интересов и возрастных особенностей взрослых создаётся и действует система специализированных учреждений общего и профессионального образования, культурно-образовательных, досуговых и т. п. Необходимость образования взрослых обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и возможностей его рационального использования. В настоящее время значение образования взрослых усиливается происходящей структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Образование взрослых
Образование, предоставляемое взрослому населению, часто общее, а не профессиональное образование. Комментарий: образование взрослых схоже, но не синонимично непрерывному профессиональному образованию и обучению. Оно, как правило, направлено на:
- предоставление общего образования взрослому населению по тематике, представляющей интерес для данной категории граждан (например, в открытых университетах),
- предоставление компенсирующего обучения в области базовых умений, которые граждане не освоили в рамках начального образования (например, счет, грамота),
- предоставление людям (а) доступа к получению квалификаций, не полученных по различным причинам в рамках начального образования и обучения или (б) возможности получения, совершенствования или обновления умений и/или компетенций в конкретной области: непрерывное профессиональное образование и обучение. Источник: ЕФО, 1997 г. Смежные термины: компенсирующее обучение, непрерывное профессиональное образование и обучение, обучение в течение всей жизни.

Источник: Terminology of vocational training policy (A multilingual glossary for an enlarged Europe). European Centre for the Development of Vocational Training (Cedefop). 2004

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых
является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов и через это обеспечивающим пожизненное обогащение творческого потенциала личности. От детско-юношеского образования отличается тремя главными особенностями: 1) спецификой контингента – субъектами учебной деятельности являются лица, вовлеченные в сферу профессионального труда, имеющие опыт такого рода занятости или потенциально способные к участию в ней; 2) своеобразием образовательных учреждений, форм и методов их деятельности – они ориентированы на образовательные потребности лиц, являющихся субъектами различных видов практической деятельности, и на режим их социальной жизни; 3) содержанием целей и задач образовательного процесса, особенностями форм и методов педагогической работы с субъектами учебной деятельности, использованием активных форм и методов обучения.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
сфера образовательных услуг (формального и внеформального образования) для лиц, отнесенных к взрослым обучающимся. ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых выступает как социальный институт, преемственно продолжающий процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов и через это обеспечивающий пожизненное обогащение творческого потенциала личности. От детско-юношеского образования отличается тремя главными особенностями: а) спецификой контингента: субъекты учебной деятельности — лица, вовлеченные в сферу профессионального труда, имеющие опыт такого рода занятости или потенциально свободные; б) своеобразием образовательных учреждений, форм и методов их деятельности — ориентация на образовательные потребности лиц, являющихся субъектами различных видов практической деятельности, и на режим их социальной жизни; в) содержанием целей и задач образовательного процесса, особенностями форм и методов педагогической работы с субъектами учебной деятельности — преимущественный акцент на основании нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта и на формирование способности к его обогащению собственным вкладом; использование по большей части активных форм и методов обучения.

Источник: Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов. По МСКО образование взрослых — это любой организованный и устойчивый (обладающий преемственностью) процесс коммуникации, порождающий обучение во благо и адаптированный к потребностям лиц, имеющих традиционное школьное или университетское образование. Высшее и послесреднее образование, полученное до вступления на рынок труда, обычно не рассматривается как образование взрослых. В Рекомендации ЮНЕСКО о развитии образования взрослых (1976) термин означает весь комплекс, ограниченный рамками организованного образовательного процесса, независимо от содержания, уровня и методов обучения, формальных или иных, продолжающих или заменяющих образование в школах, колледжах и университетах. В эту систему входит и ученичество, благодаря которому лица, считающиеся взрослыми в данном обществе, повышают свою техническую или профессиональную квалификацию, развивают способности, обогащают знания с целью завершения определенной ступени формального образования, приобретения знаний и навыков в новой области, обновления или освежения знаний в своей области (см. Дополнительное образование).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Образование взрослых
1) это образование, характеризуемое направленностью образовательных услуг на взрослое население. От детско-юношеского образования отличается: а) спецификой контингента – субъектами образовательной деятельности являются лица, включенные в сферу профессионального труда, имеющие опыт профессиональной деятельности; б) ориентацией образовательных учреждений на потребности взрослых обучающихся; в) совместное со взрослыми обучающимися планирование и реализацию образовательного процесса. 2) Комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии (Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, 1976). 3) Система государственных и общеизвестных мероприятий по распространению знаний среди взрослого населения. К числу этих мероприятий относятся: создание особых школ для взрослых, организация обучения на предприятии без отрыва от производства, заочное обучение, лекционная пропаганда, самообразование и т.д. (Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учетом интересов и возрастных особенностей взрослых создается и действует система специализированных учреждений общего и профессионального образования, культурно-образовательных, досуговых и т.п. Необходимость О.в. обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и, т.о., возможностей его рационального использования. В настоящее время значение О.в. усиливается происходящей структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста. Исторически зарождение О.в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к меняющимся условиям жизни, повысить уровень культуры. С середины 20 в. О.в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. Наиболее распространенная форма О.в. - обучение в свободное время. О.в. в системе повышения квалификации осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателя (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием. В России предпосылки для развития О.в. возникли в 60-70-е гг. 19 в. с открытием воскресных школ. В конце 19 в. появились технические школы (низшие, средние, ремесленные) и общеобразовательные и профессиональные курсы, создававшиеся Русским техническим обществом. Повышенный уровень общего образования давали народные университеты (в т.ч. Шанявского университет, осн. в 1908). Действовали также народные библиотеки, читальни и народные дома (см.Внешкольное образование). После 1917 важнейшими задачами О.в. стали ликвидация неграмотности и культурно-просветительная работа. В городах создавались рабочие клубы, библиотеки, народные театры и т.п., на селе - избы-читальни (ее разновидности - красная яранга, красная юрта и т.п.), в административных центрах - народные дома. В полном объеме эти работы не были реализованы гл.о. из-за материальных трудностей. В советской педагогической теории 20-30-х гг. О.в. трактовалось как часть внешкольного образования. Постепенно это название было вытеснено другими терминами: "политико-просветительская работа", а позже "культурно-просветительская работа", которые точнее отражали ее содержание и направленность. 1-й Всерос. съезд по внешкольному образованию (1919) одобрил следующие единые принципы просветительской работы среди взрослых: поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О.в. занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские (см.Пролеткульт) и другие общественные организации. В Наркомпросе РСФСР и в местных органах народного образования были созданы специальные, т.н. внешкольные отделы для руководства О.в. (см. Главполитпросвет). В 20-х гг. сеть собственно школ для взрослых объединяла школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа, в которых кроме общеобразовательных преподавались и специальные предметы. До середины 20-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабочие факультеты. С середины 20-х гг. возникли формы О.в., призванные обеспечить различные образовательные запросы и возможности учебы: рабочие университеты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т.н. производственно-политехнические курсы и рабочие технические школы (общее образование в объеме 7 классов и техническая подготовка). Рабочие университеты были преобразованы в техникумы. В сельской местности создавались комбинаты колхозно-совхозного образования. Расширялись масштабы заочного обучения. В 1936 вечерние школы взрослых были унифицированы, определены 2 их типа - неполная средняя школа взрослых (на базе начальной школы; срок обучения 3 года) и полная средняя школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 года). Обучение без отрыва от работы. К концу 30-х гг. вечерние и заочные школы стали осн. формой общего О.в. В 1930-41 Наркомпрос РСФСР выпускал журнал "Школа взрослых" (название менялось). По мере распространения всеобщего обучения учреждения О.в. интегрировались в единой системе образования страны. Культурно-образовательные функции выполняли также дома культуры (с 1930), основой которых была самодеятельность населения. В 1945 система учреждений О.в. была переориентирована на научно-просветительские и культурно-воспитательные задачи. Было создано (1947) Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1962 общество "Знание"). В 50-х гг. реорганизована система клубных учреждений, возникли многочисленные народные университеты. Большее распространение получило повышение квалификации работников. В 50-х гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям и др. С 80-х гг. культурно-просветительная работа в трудах некоторых теоретиков стала переосмысливаться как специфический вид досуговой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами. В 90-е гг. появилось большое число разнообразных курсов, школ и других учебных заведений для взрослых, осуществляющих обучение новым профессиям и специальностям.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образоват. потребностей лиц, занятых самостоятельной проф. деятельностью. С учетом образоват. интересов и возрастных особенностей взрослых создается и действует система специализиров. учреждений общего и проф. образования, культурно-образовательных, досуговых и т. п. Необходимость О. в. обусловлена динамикой социального и науч.-техн. прогресса, переменами в содержании и характере труда и обществ. деятельности людей, увеличением свободного времени и, т. о., возможностей его рационального использования.
В совр. Рос. Федерации значение О. в. усиливается происходящей структурной перестройкой экономики, обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения Значит. числа лиц трудоспособного возраста, а также активным включением мн. граждан в обществ.-полит. жизнь, начавшимся во 2-й пол. 80-х гг. в условиях демократизации.
Исторически зарождение О. в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность полученных до вступления в трудовую деятельность элементарных общеобразоват. и начальных проф. знаний, адаптироваться к менявшимся условиям жизни, повысить уровень культуры. Совр. О. в. в возрастающей степени ориентируется на удовлетворение индивидуальных образоват. интересов личности. С сер. 20 в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. В О. в. преобладает обучение в свободное от работы время. Как повышение квалификации оно осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателей (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием.
В России предпосылки для развития О. в. возникли в 60—70-е гг. 19 в. с открытием воскресных школ, в т. ч. в С. Петербурге, Москве, Харькове (школа X. Д. Алчевской), Екатеринославе и др. городах. В кон. 19 в. появились технические школы; их создавало Русское техническое общество (осн. в 1866); в работе об-ва принимали участие: E. Н. Андреев, В. П. Вахтеров, Н. А. Рубакин, В. В. Кайданов и др. известные педагоги. Школы РТО делились на низшие технические, средние технические, ремесленные. В нач. 20 в. в России было ок. 60 техн. школ. РТО открывало также общеобразоват. и проф. курсы для рабочих.
Повышенный уровень общего образования давали немногочисл. нар. университеты. Среди них выделялся созданный в 1908 Шанявского университет. Действовали также нар. б-ки, читальни и нар. дома. Охват населения России этими учреждениями не был значительным и заметного влияния на образованность и грамотность населения России они не могли оказать (см. также Внешкольное образование).
После Окт. революции 1917 важнейшей задачей О. в. стала ликвидация неграмотности. Др. стороной О. в. стала культ.-просвет. работа. Для ее организации в городах создавались профилиров. учреждения: рабочие клубы, б-ки, нар. театры и т. п., на селе — изба-читальня (разновидности ее — красная юрта, красная яранга и т. п. передвижные культурно-образоват. пункты); в адм. центрах предполагались комплексные клубные учреждения — нар. дома (охватывали б-ку, школу взрослых, само-деят. творческие коллективы и др.). В полном объеме эти планы не были реализованы гл. обр. из-за материальных трудностей.
В сов. пед. теории 20—30-х гг. О. в. по установившейся еще до революции традиции трактовалось как часть внешк. образования. Постепенно это название было вытеснено др. терминами: «полит.-просвет. работа», а позже «культ.-просвет. работа», к-рые точнее отражали ее содержание и направленность. В 1919 на 1-м Всерос. съезде по внешк. образованию были одобрены единые принципы просветит. работы среди взрослых: поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О. в. занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские и др. обществ. орг-ции; в Наркомпросе РСФСР и в местных органах нар. образования были созданы специальные, т. н. внешкольные, отделы для руководства О. в. (см. Главполитпросвет). Подобные подразделения сформировались и в органах управления образованием др. союзных республик.
В 20-х гг. сеть собственно школ взрослых объединяла в свою очередь школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа. Перед школами ставилась задача подготовить слушателей к дальнейшему самообразованию и поступлению в уч. заведения. В вечернюю школу взрослых повышенного типа принимались лица, достигшие 17 лет, умевшие бегло читать, писать, знающие арифметику в объеме общеобразоват. школы 1 ступени (срок обучения был 2 или 3 года). Кроме общеобразовательных преподавались спец. предметы, определявшиеся индустриальным или с.-х. уклоном школы. Такое содержание образования имело целью помочь учащимся в осмыслении своего труда. Уч. планы и программы всех типов школ взрослых обеспечивали преемственность между ними. Выпускники 2-летних школ повышенного типа имели такие же права, как и выпускники 7-летних, а окончившие 3-летние школы взрослых повышенного типа имели право после сдачи вступит, экзаменов — поступать в высш. уч. заведения.
По мере повышения уровня грамотности населения школы грамоты преобразовывались в школы 1 ступени, школы 1 ступени — в школы повышенного типа.
До сер. 20-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабфаки (3—4 г. обучения). В сер. 20-х гг. выпускники рабфаков и вечерних школ взрослых повышенного типа составляли Значит. часть всех студентов сов. вузов.
С сер. 20-х гг. возникли формы О. в., призванные обеспечить разл. образоват. запросы и возможности учебы; среди них — рабочие ун-ты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 осуществлена реорганизация т. н. рабочего образования: созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т. н. производств.-поли-техн. курсы и рабочие техн. школы (общее образование в объеме 7 классов и техн. подготовка). Рабочие ун-ты были преобразованы в техникумы. В сел. местности организовывались комбинаты сов-хозно-колх. образования. В связи с возраставшей потребностью в специалистах и квалифициров. рабочих и трудностями решения проблем О. в. в сложившейся сети уч. заведений в нач. 30-х гг. расширялись масштабы заочного обучения.
В 1936 проведена унификация вечерних школ взрослых и определены 2 типа этих школ — неполная ср. школа взрослых (на базе нач. школы; срок обучения 3 г.) и полная ср. школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 г.). Уч. план школ был рассчитан на занятия без отрыва от работы в течение 9 мес по 18 ч в неделю в городах и 6,5 мес по 30 ч в неделю в сел. местности. К кон. 30-х гг. вечерние и заочные школы стали осн. формой общего О. в. Рабфаки в 1940 ликвидированы. Для руководства школами взрослых созданы спец. управления образования взрослых в наркомпросах и отделы в местных органах нар. образования. В 1930—41 Наркомпрос. РСФСР выпускал журн. «Школа взрослых» (название изменялось); издавались также учебники и метод. руководства для учащихся и учителей. По мере распространения всеобщего обучения учреждения О. в. в возрастающей степени интегрировались в единой системе образования страны. См. также Вечерние школы, Вечернее обучение, Заочное обучение.
Культурно-образоват. функции выполняли также создававшиеся с 1930 Дома культуры (городские, сельские, районные), основой к-рых была самодеятельность населения. Усилившаяся в 30-х гг. регламентация обществ. жизни ограничивала в работе этих учреждений возможности самодеят. начал и постепенно ликвидировала их. С кон. 30-х гг. в системе О. в. усилилась политизированная парт, пропаганда [массовое изучение «Краткого курса» истории ВКП(б) и т. п.].
В 1945 система учреждений О. в. была переориентирована на науч.-просвет. и культурно-воспитат. задачи. С этой целью было организовано (1947) Всес. об-во по распространению полит. и науч. знаний (с 1962 об-во «Знание»). В 50-х гг. реорганизована система клубных учреждений, в работе к-рых осн. место заняли лекции в массовой аудитории, занятия в коллективах худож. самодеятельности, в кружках по интересам (см. Досуг). Возникли многочисл. народные университеты. Из общей системы клубных учреждений выделились дет. внешк. учреждения (см. Внешкольная работа), б-ки и др. Более широкое, чем в 30-х гг., распространение получило повышение квалификации работников (ранее сисТематич. повышением квалификации были охвачены только работники просвещения и здравоохранения — в ин-тах усовершенствования учителей и врачей). В 50-х гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям, а также целевого назначения. В кон. 60-х гг. начала разворачиваться сеть специализиров. отраслевых и межотраслевых ин-тов повышения квалификации специалистов (ИПК), ф-тов (ФПК) или соответствующих отделений при вузах, курсов при предприятиях, учреждениях и уч. заведениях. См. также Повышение квалификации.
К нач. 80-х гг. культ.-просвет. работа в трудах нек-рых теоретиков стала переосмысливаться как специфич. вид досуговой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами. Значит. роль в О. в. играют добровольные науч. и проф. обществ. орг-ции.
ВО. в. зарубежных стран гл. роль играют вузы, средние и проф. уч. заведения, курсы, нар. ун-ты и центры образования, нац. культурные центры и т. п., в к-рых люди, имеющие неполное среднее или ср. образование, могут повысить в желаемом направлении уровень своей общеобразоват. или общекультурной подготовки, приобрести новую специальность или повысить проф. квалификацию. Эти учреждения оказывают помощь в подготовке к сдаче экзаменов за курс ср. школы или к приемным экзаменам в ср. проф. и высшие уч. заведения. Обучающиеся занимаются, как правило, в свободное от работы время (part-time education) или заочно. Имеются краткосрочные курсы, гл. обр. для сел. жителей, интернатного типа, с отрывом от работы (full-time education). Все эти учреждения не дают своим выпускникам формальных прав. В большинстве случаев они находятся в ведении муниципальных органов или профсоюзных, религиозных, разл. обществ. и частных орг-ций. В ряде стран имеются также классы для взрослых в ср. общеобразоват. и проф. школах и в вузах, где обучающиеся (в свободное от работы время или заочно) могут получить документ о ср. или высш. образовании. Значит. масштабы при помощи телевидения приобрело т. н. образование для досуга.
Во мн. странах Азии, Африки и Лат. Америки осн. роль в О. в. играют курсы и школы грамоты. Часто обучение грамоте сочетается в них с практич. обучением для получения специальности. В нек-рых странах по мере ликвидации неграмотности и малограмотности создается сеть гос. нач. школ для взрослых, а также техн. школ. В нек-рых ср. уч. заведениях и колледжах имеются классы для взрослых, где, обучаясь в свободное от работы время, можно получить неполное среднее или ср. образование. Этим странам оказывает помощь ЮНЕСКО.
Педагогика взрослых — отрасль пед. науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в раз л. организац. формах, в к-рых осуществляется целенаправленная пед. деятельность. Во мн. заруб. странах педагогику взрослых называют андрагогикой.
К сфере педагогики взрослых относится прежде всего деятельность гос. и обществ. учреждений, специально предназначенных для О. в. (вечерние школы, ср. спец. и высшие уч. заведения, учреждения системы повышения квалификации, нар. ун-ты, курсы). К сфере педагогики взрослых относится также деятельность учреждений, ведущих работу по распространению полит., науч. и худож. знаний. Важной пед. задачей остается разработка принципов выбора лит-ры для самообразования, рациональных методов и приемов самообразования и его эффективной организации.
Теоретич. положения и практич. рекомендации, разрабатываемые педагогикой взрослых, используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и др. учреждений. Отд. стороны их деятельности могут быть сферой исследований и педагогики взрослых. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в ее пределах прежде всего проблем общего и дополнит, образования взрослых, досуга и нек-рых др.
Исследования по этой проблематике ведут учреждения разл. профиля: пед., социологич., психол., мед., культуры и др. В Рос. Федерации ведущее науч. учреждение по О. в. — НИИ образования взрослых РАО (С.-Петербург).
А. В. Дорийский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
677.60 кб

Образование взрослых: финский подход

Куосманен Ристо
Читать PDF
1.30 мб

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Манукян Инна Вагановна
В статье расматривается образование взрослых которое составляет неотъемлемую и в то же время относительно обособленную часть системы образования.
Читать PDF
295.27 кб

Образование взрослых: каким ему быть?

Батракова Инесса Сергеевна, Авво Борис Вольдемарович, Глубокова Елена Николаевна, Лебедева Лариса Ивановна, Менг Тамара Вячеславовна
Читать PDF
157.18 кб

Игровая стратегия образования взрослых

Гедрайтис Р. К.
Статья посвящена проблеме разработки и применения игровой стратегии в образовании взрослых.
Читать PDF
238.04 кб

Образование взрослых: взгляд социолога

Круглова Е.Л.
В статье анализируются различные подходы к понятию «образование взрослых».
Читать PDF
52.85 кб

Изменяющийся мир и образование взрослых

Кулюткин Ю. Н.
Читать PDF
206.83 кб

Изменяющийся мир и образование взрослыхх

Кулюткинн Ювеналий Николаевич
В статье сделана попытка показать, как современное образование отвечает на вызовы изменяющегося мира, в какой мере образование взрослых помогает человеку в самоопределении по отношению к новому образу жизни.
Читать PDF
248.18 кб

Проблемы и принципы образования взрослых

Шамшина Ирина Геннадьевна
в статье обобщается накопленный в науке материал о системе образования для взрослых
Читать PDF
215.31 кб

Лидеры образования и просвещения взрослых

Вершловский Семён Григорьевич
Статья известного учёного-адрагога продолжает цикл публикаций об истории образования взрослых в нашей стране и рассказывает о деятельности НИИ общего образования взрослых (позднее Института образования взрослых) в Ленинграде Санкт
Читать PDF
220.67 кб

Тенденции развития в образовании взрослых

Симакова Надежда Борисовна
Раскрываются проблемы повышения качества образования в профессиональных образовательных учреждениях, на основе сложившейся тенденции к увеличению численности обучающихся из группы взрослых.
Читать PDF
81.60 кб

Образование взрослых - перспективы развития

Макареня Александр Александрович, Ростовцева Вероника Михайловна
Читать PDF
280.05 кб

О становлении образования взрослых в России

Кукуев А. И.
Читать PDF
247.03 кб

К вопросу о технологиях образования взрослых

Челнокова В. А.
Читать PDF
172.23 кб

Андрагогические условия образования взрослых

Гавриленко Екатерина Романовна
В статье рассматриваются особенности обучения взрослых.
Читать PDF
4.77 мб

Дидактические принципы в образовании взрослых

Ханин В. Н.
Цель образования взрослых развитие целостной функциональности личности предполагает определенные правила построения учебного процесса, которые автором статьи обозначены как дидактические принципы.

Похожие термины:

  • ТИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    основные его разновидности, различающиеся по способам организации учебной деятельности, методам оценки и признания ее результатов, а также по процедурам их документального и правового оформлени
  • ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    программы и соответствующие им учреждения, сгруппированные под общим названием по признаку сходства выполняемых функций. Подразделяются по разным основаниям, главные из которых: 1) направленност
  • Цели образования взрослых

    обобщенные требования к желаемому результату образовательной деятельности институтов образования взрослых. Основные Ц.о.в. направлены на удовлетворение потребностей личности, общества и эконом
  • ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    полифункциональное образовательное учреждение, исторически возникшее на базе начинавшей терять свой контингент вечерней школы и получившее распространение преимущественно в малых городах и др
  • Общее образование взрослых

    комплекс учебных программ в учреждениях формального и неформального образования, предусматривающих расширение и углубление фундаментальных знаний о человеке, о природе и обществе. Термин обозн
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    специфические задачи, выполняемые образованием взрослых как обособленным социальным институтом. К числу основных функций, отличающих его от детско-юношеского образования, относятся: а) компенса
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    сеть учреждений и совокупность оказываемых ими образовательных услуг для людей, которые: по своему возрасту перешли границу общепринятых (на данном этапе) временных стандартов получения образов
  • СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    общество в лице государственных органов власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Общество осуществляет образование взрослых как активных участников созидательно
  • Дилемма образования взрослых

    проблемная ситуация, требующая выбора одного из двух возможных путей развития образования взрослых, диктуемых общей логикой социальных изменений. Жизнь становится многообразнее и сложнее. На эт
  • ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    исследовательский и образовательный центр в составе Российской Академии образования, изучающий историю и современное состояние образования взрослых, а также комплекс проблем, связанных с его фу
  • ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    базовые, фундаментальные идеи и теоретические положения, определяющие подходы к его организации в целом, а также к деятельности его отдельных подразделений и учреждений. Подразделяются на три ка
  • Признаки образования взрослых

    его основные отличительные черты, дающие основания рассматривать этот социальный институт как обособленное, относительно самостоятельное подразделение системы образования. Обычно упоминаются
  • КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    группы и категории населения, обладающие определенными социально-демографическими особенностями: возраст, пол, социальное или имущественное положение, потребность в особых мерах социальной защ
  • Работники образования взрослых

    лица, занимающиеся на постоянной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы его учреждений. Подразделяются на ряд основных категорий