ОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ
главной целью О. р. является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Речь идет о формировании способности осуществлять акты выбора собственного поведения в соответствии с индивидуальными потребностями, общественным долгом и возможностями по их реализации. Концепция О. р. базируется на принципах европейского самосознания нового времени: ценностях индивидуальной свободы, социальной ответственности и творчества. Средствами достижения этой цели является формирование интеллектуальных и эмоциональных структур (рефлексия, эмпатия и др.), которые позволяют ребенку решать проблему саморазвития. Основное содержание О. р. составляют способы самоорганизации собственной деятельности как формы развития личности, задаваемые в ходе усвоения основных видов человеческого сознания: научного, художественного, нравственного, правового, религиозного. Основным принципом организации содержания образования является принцип единства обучения и воспитания. Это означает, что образцы воспитания не задаются извне: воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебной и других видах деятельности, в которой ребенок сохраняет себя как целостность. При этом обеспечивается самоизменение как конкретной личности, так и класса в целом, выступающего в качестве основной референтной группы (ДусавицкийА. К. Развивающее образование: основные принцип. – Х., 1996. – 46 с.). М. В. Удовенко
Источник: Глоссарий современного образования.