ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОТЧУЖДЕННОЕ

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОТЧУЖДЕННОЕ
образовательная система, в которой содержание, процесс и формы организации обучения отчуждены от личности ученика и учителя (т. е не имеют ничего общего с их личным опытом, интересами, стилем мышления и взаимодействия). Система образования всегда имеет дело с отчужденным знанием, поскольку она стремится передавать накопленные культурные достижения новому поколению. О. л.-о. направлено на освоение (запоминание) программ и планов, содержащих определенное научное или художественное знание, которое представлено, в основном, не оригинальными текстами, а посредством учебных предметов. Традиционный учебник излагает незыблемые (мертвые) научные истины, стимулирующие развитие не мышления, а оперативной памяти. Методологии науки и искусства интерпретируются как некие памятники культуры. Учитель при этом выступает в роли экскурсовода, обязанного перечислить все вошедшие в каталог достопримечательности – выполнить программу. Постижения духа науки, приобщения к ней при таком стиле взаимодействия обычно не происходит. В традиционной системе содержание и способы образования отчуждены и от ученика, и от учителя, поскольку практически все условия их взаимодействия определены заранее. Стремление к жесткой внешней регламентации всех деталей образовательного взаимодействия сводит повседневное управление в образовательной системе к внешней форме, уникальность каждой ситуации взаимодействия, личный интерес учащегося, спонтанная составляющая образования не учитываются. Стремление к предельной упорядоченности превращает взаимодействие в односторонне направленное воздействие учителей на учеников, желание исключить случайности приводит к силовому навязыванию учебного материала. В этом подходе критерием ценности педагогической теории считается возможность построить с ее помощью автоматическую обучающую систему, обеспечивающую достижение цели обучения с любой наперед заданной степенью надежности без участи человека. В результате у ученика не формируется образ данной науки как единой связной системы представлений и понятий, опирающейся на логику, образное восприятие и эмоции. Вместо этого в памяти сохраняются формулировки, не имеющие живой связи ни с реальным миром, ни с его научной интерпретацией. Проблема заключается в том, чтобы сделать чужие открытия в науке и искусстве, сложившиеся нормы морали и образцы нравственного поведения живым и неотъемлемым достоянием формирующейся личности (Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000. – С. 181–187). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.