ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ
способ соорганизации компонентов образования и их упорядочения в пространстве и времени. Техническое отношение к гуманитарным сферам деятельности предполагает возможность существования гипотезы о том, что развитие в системе образования осуществляется за счет разумной деятельности людей с учетом естественно складывающихся тенденций.
- Первая попытка технологизировать образование была предпринята Я. А. Коменским в середине XVI века. Созданная им классно-урочная система есть ничто иное как технология образования, прочно вошедшая в педагогическую практику и оставшаяся фактически неизменной уже на протяжении четырех веков. Первоначальное употребление термина «технология» в образовании в XX веке было связано с использованием технических средств обучения, а затем – с совершенствованием методов обучения и научной организации учебного процесса с целью повышения его эффективности. Позже технология образования стала определяться как проект педагогической системы, реализуемый на практике. Технологический подход в образовании подвергается серьезной критике со стороны ученых, разрабатывающих концептуальные положения философии и социологии образования, а порой даже полностью отвергается. Чаще всего технология обучения сводится к обычным методическим разработкам, ее смысл крайне сужается, и при этом усиленно акцентируется внимание на ориентацию технологий репродуктивного типа. Выдвигается основной аргумент – игнорирование личности учащегося, представление его как объекта воспитания и обучения, отсутствие в технологиях места для творчества преподавателя и учащегося. Отрицание технологического подхода в образовании основывается, вероятно, на утверждении, что не может существовать технического отношения к гуманитарным областям и сферам деятельности. Таким образом, фиксируется неразличение гуманитарных технологий и технологий производственных.
- В отличие от технологий производственных, где объекты и материал максимально независимы от человека и его деятельности, технологии образования являются гуманитарными технологиями, то есть становятся зависимыми от человека и имеют дело с человеческим материалом. Технологии образования основаны на гуманитарном знании, которое имеет в отличие от естественнонаучного иную организационную схему. «Для достижения некоторой цели изобретается процедура, посредством нормировки и тиражирования процедура превращается в технику, техника и результаты ее применения исследуются, и на основе исследования выводится закон социальной жизни, деятельности, поведения людей и т. д. В естественнонаучном знании соорганизация осуществляется по схеме «исследование – закон – процедура – техника» (В. В. Мацкевич). Образование как сфера деятельности и мышления включает в себя ряд процессов – образование (в узком смысле слова), подготовка кадров, обучение, воспитание, грамотность. Результатом проектирования-технологизации вышеперечисленных процессов в системе образования являются технологии обучения, подготовки, воспитания и т. д. Результатом проектирования межпозиционного взаимодействия выступает технология кооперации в деятельности образования (по отдельности – технология исследования, технология управления, технология проектирования и т. д.). Комп-лексирование всех частных технологий позволяет получить целостную технологию образования (Воронина Т. Управление инновациями в сфере образования //Высш. образование в России. – 2001. – № 6. – С. 3–12; Инновационное проектирование в образовании, технике и технологии: Сборник науч. тр. – ВолгГТУ, 1998. –183 с.; Межвузовский сборник научных трудов международной научно-методической конференции. – Волгоград: ВолгГТУ, 1996. –166 с.). М. В. Бирюкова

Источник: Глоссарий современного образования.