ОБРАЗНОСТЬ

Найдено 1 определение
ОБРАЗНОСТЬ
такое эстетически значимое построение текста, которое посредством особого отбора и употребления языковых и речевых единиц порождает соответствующее авторскому заданию эстетическое переживание читателя/слушателя.
Выделяют О. тропеическую, основанную на употреблении слов и выражений в переносном значении (см. Троп), и О. нетропеическую, связанную с эстетически значимым использованием языковых средств в их прямых значениях. Ср., напр.: Не то, чтоб дар моей свободы / Я жизни робко уступил, / И семя доброе природы / Страстями рано заглушил: / Сознанье бодрое не дремлет, / Неумолкаемо зовёт... / Но сердце слышит и не внемлет, / И жизнью прежнею живёт! (И. Аксаков) — тропеическая О., представленная собственно метафорой и метафорическим олицетворением; Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы (Л. Толстой) — нетропеическая О., обусловленная лишь соответствием речевых единиц авторскому эстетическому заданию, их художественной мотивированностью, целенаправленностью в составе целого; такую нетропеическую О. принято называть «общей О.» [Шмелёв 1964: 105].
И тропеическая О., и нетропеическая О. могут выступать как Изобразительность речи (см.), под которой понимается такая степень её предметной конкретности, благодаря которой содержание речи воспринимается преимущественно через чувственные (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные) представления. Напр.: Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот (К. Паустовский). Изобразительность этого текста представлена как тро-пеической О. (выделена в тексте), так и нетропеической О. (весь остальной текст, в особенности последнее предложение).
Изобразительность текста (чаще — его фрагмента) может иметь место и при отсутствии (или почти полном отсутствии) тропеической О. Такую нетропеическую изобразительность мы можем наблюдать, напр., в следующем отрывке из «Графа Нулина» А.С. Пушкина: Наталья Павловна сначала / Его внимательно читала, / Но скоро как-то развлеклась / Перед окном возникшей дракой / Козла с дворовою собакой / И ею тихо занялась. / Кругом мальчишки хохотали. / Меж тем печально, под окном / Индейки с криком выступали / Вослед за мокрым петухом; / Три утки полоскались в луже; / Шла баба через грязный двор / Белье повесить на забор; / Погода становилась хуже; / Казалось, снег идти хотел ...
Сказанное выше свидетельствует о том, что часто встречающееся в литературе отождествление понятий О. и изобразительности является нежелательным упрощением.
Следует иметь в виду, что в литературоведении широко используется понятие художественного образа, под которым понимается «категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в худож. произв. <...>, напр., О. войны, О. народа, О. Наташи Ростовой в «Войне и мир» Л.Н. Толстого» [Эпштейн 1987: 252].
Лит.: Блинова О.И., Мартынова С.Э., Юрьина Е.А. Словарь образных слов и выражений народного говора. Томск, 2001; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1995; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998; Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля. Киев, 1994; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Новиков В.И., Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998; Федоров А.И. Образная речь. Новосибирск, 1985; Шмелёв Д.Н. Слово и образ. М., 1964; Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. М., 1987; Яхина Д.Н. Образные средства в современной русской разговорной речи (на материале метафор и сравнений): АКД. Саратов, 2007.
А.П. Сковородников, Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.33 мб

Формирование образности речи старших дошкольников в процессе ознакомления с рассказами И. С. Тургене

Мельникова Наталия Владимировна
Читать PDF
1.99 мб

Формирование у детей 4-5 лет восприятия образности искусства народного геометризированного орнамента

Васильева Людмила Геннадьевна
Описана методика выявления особенностей восприятия детьми 4 и 5 лет искусства геометризированного орнамента. Дан количественный и качественный анализ результатов, полученных на первоначальном уровне организации данной работы.