ОБРАЗ РИТОРА

Найдено 1 определение
ОБРАЗ РИТОРА
совокупность внутренних и внешних характеристик речи, сознательно выстраиваемая оратором или писателем и характеризующая его намерение представить определённую позицию в содержании и стиле речи.
Первый толчок для размышления о том, как выстраивать О.р., даёт суждение Аристотеля: «Для того чтобы убедить кого-либо в чём-либо, надо показать себя человеком известного склада» [Аристотель 1978: 19]. Поскольку «показ себя» предполагает возможное расхождение между образом ритора и его личностью, создание определённой «маски», в риторике со времён Цицерона говорится о «правдоподобии» риторических доказательств, почему и требуются этико-философские основания риторики (быть прежде всего честным человеком). Толкование слова «образ» в христианской антропологии близко к риторическому, поскольку «образ человека как образ Божий» предполагает проявление и расцвет индивидуальной личности каждого человека, когда «всяк человек — своим лик образом» (Владимир Мономах).
Термин «О.р.» введён в русскую науку, скорее всего, В.В. Виноградовым в работе «О языке художественной прозы» 1930 г. Анализируя историю русской риторики и поэтики, В.В. Виноградов проводит аналогию между образом оратора в публичной речи и образом автора в художественной литературе: «Проблема красноречия связывается с структурой образа оратора — автора как страстно чувствующего и благородно мыслящего «субъекта» [Виноградов 1980: 103]. В.В. Виноградов отмечает, что построение образа оратора похоже на создание актёром определённой «маски», а подготовка речи и её исполнение, несмотря на всю страстность и вдохновение, с которыми выступают иные ораторы, — процесс сознательный, требующий искусства создания О.р.
Предполагается, что в речи ритор должен показать себя человеком, достойным доверия и уважения аудитории (то, что в античности называли vir bonus — ‘человек добродетельный’). В понятие О.р. входит весь комплекс речевых средств, воплощенных в содержании, композиции, выборе слов, стиле произношения (интонации, ритме и темпе, тембрах голоса) для устной речи и характере письма (напр., почерка или шрифтов, расположения текста и рисунков) для письменной или печатной речи. Установить, какой образ создаёт тот или иной речедеятель, трудно, поскольку воспринимающему речь подчас попросту не хватает искусства определить, какими приёмами, методами, способами, «уловками» пользуется опытный оратор для того, чтобы достичь своей цели. Тем не менее, риторические правила диалога рекомендуют всякому слушателю или читателю распознавать за речью — «человека» («человек скрыт за его словами»). Иначе говоря, за конкретным О.р. всегда кроется личность — та внутренняя основа, на которой зиждется речевое поведение. Всякий говорящий воспринимается в определённом образе.и может быть рассмотрен как человек, производящий последовательную совокупность речей.
Личность ритора «многообразна», т.е. конкретных проявлений личности может быть множество в разных речевых поступках. Но к этой «многообразности» предъявляется требование целостности личности, которая остаётся единой во множестве проявлений. К совокупности речей ритора предъявляется требование непротиворечивости суждений — в ином случае делается отрицательный вывод о личности говорящего. Так, каждый человек меняет костюм, бывает в разном настроении, участвует в разных видах речи (в семье, в деловом диалоге, учебной лекции, политической, судебной речи), но совокупность его речей предполагает разносторонность и богатство содержания и стиля его высказываний. Общество или конкретные слушатели отрицательно оценивают человека или его личность в том случае, если его высказывания не соответствуют истине или сегодняшние высказывания противоречат предыдущим. Фольклорные правила оценивают такую противоречивость множеством афоризмов: Начал за здравие, кончил за упокой, Сегодня — одно, завтра — другое и т.п..
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2008; Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.; Владимир Мономах. Поучение детям моим // Хрестоматия по древней русской литературе. Сост. Н.К.Гудзий. М., 1973.; Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2009; Данилина В.В. Образ оратора // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. М., 2005; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2004; Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
300.50 кб

РиторическиИ опыт России в области образования

Ржанова С. А.
В данной статье ставится проблема формирования системы риторического образования в России. По мнению автора, историческим фундаментом современной риторики явились античные риторики, поучительные занятия риторикой в нашей стране.
Читать PDF
212.80 кб

Образ России в риторике евроскептиков Скандинавии

Бышок Станислав Олегович
Рассматривается вопрос об образе России, формулируемом в политической риторике трёх правых евроскептических партий Скандинавии: Датской народной партии (DF), норвежской Партии прогресса (FrP) и «Шведских демократов» (SD).
Читать PDF
3.74 мб

Исократ: у истоков риторического идеала образования

Корнетов Григорий Борисович
Во второй четверти IV в. Платон и Исократ разработали две модели пайдейи, имея в виду образование свободного человека, организацию развития его доблестей на основе постижения культуры.
Читать PDF
187.82 кб

Риторика и повседневность информального образования анархистов

Литвина Дарья Александровна, Омельченко Елена Леонидовна
Представление о важности информального образования (самообразования) в формировании определенных типов социальности является основой одной из приоритетных современных образовательных стратегий — обучения в течение всей жизни.
Читать PDF
555.80 кб

«Высшее образование» в Афинах начала iv В. : риторические школы

Мочалова Ирина Николаевна
В статье анализируется «высшее образование» в Афинах начала IV в. до н. э. Рассматривается процесс формирования постоянных риторических школ.
Читать PDF
324.53 кб

Roma aeterna: риторический образ «Римского мифа» на рубеже времен

Шкаренков Павел Петрович
Читать PDF
289.62 кб

Риторика образов анимационных фильмов в советской и постсоветской моде

Сиверина Наталья Андреевна
Читать PDF
265.58 кб

Роль риторического знания в системе последипломного образования врачей

Н. Н. Белоконева, Е. М. Бондарчук, О. Н. Мелентьева
Особенность современного подхода к решению коммуникативных проблем – возврат к классическому риторическому знанию. Обучение риторике как мастерству эффективной речи – важная часть подготовки медицинских работников разного уровня.
Читать PDF
209.08 кб

Философия образования Цицерона и место риторики в преподавании математики

Еровенко В.А.
С античных времен риторика изучает искусство хорошо аргументированной и убедительной речи.
Читать PDF
315.58 кб

Функционирование риторической категории «Изобретение» в образовательном дискурсе

Аксенова Людмила Петровна, Тимонина Ирина Владимировна
Цель данной статьи теоретически осмыслить семантику базовой категории риторического канона изобретения (инвенции), особенности ее функционирования в образовательном дискурсе и потенциальные возможности в гуманизации этого дискурса
Читать PDF
136.40 кб

Риторика в контексте образования и культуры: XIX международная научная конференция

Долгова Наталья Владимировна
Читать PDF
339.27 кб

Риторика конструирования образа многодетной семьи средствами массовой коммуникации

Петрова Т.Ю.
Предпринята попытка применить конструкционистскую концепцию социальных проблем Питера Ибарры и Джона Китсьюза к анализу телепередач на тему многодетности в современной России.
Читать PDF
190.35 кб

Риторическое образование как часть профессиональной подготовки студентов технических вузов

Т. Д. Плюснина, И. С. Успенская
В статье рассматривается вопрос о соотношении курса риторики и других лингвистических наук в системе гуманитарной подготовки студентов. Отмечается специфика преподавания профессиональной подготовки в техническом вузе.
Читать PDF
259.85 кб

Влияние античного риторского образования на александрийское богословие (на примере Оригена)

Худовеков Святослав Николаевич
Описано влияние высших форм античного образования, в частности риторики, на выдающегося мыслителя и богослова III в. н.э. Оригена.
Читать PDF
547.88 кб

Риторика образа между идеологией и архетипом: методологические аспекты потестарной имагологии

Санников Сергей Викторович
Статья посвящена методологической проблеме анализа «риторики образа» с точки зрения соотношения идеологии, предписывающей субъекту совокупность коннотативных составляющих, обусловленной культурными рамками (по Р.