ОБРАЗ АВТОРА

Найдено 1 определение
ОБРАЗ АВТОРА
идейно-композиционный центр, стержень художественного произведения, вокруг которого объединяются все элементы его поэтики и речевые средства и благодаря которому они приобретают определённое эстетическое назначение и коммуникативную целесообразность. О.а. — центральная категория стилистики, литературоведения и поэтики, детально разработанная академиком В.В. Виноградовым.
Проблема О.а. может изучаться в двух аспектах: с точки зрения литературоведения и эстетики и с точки зрения стилистики художественной речи.
Для истории литературы структура О.а. связана с общественной идеологией, характерологией и психологией. В истории литературы О.а. писателя имеет разные лики, разные формы своего воплощения. Каждая литературная школа в своих манифестах и в своей писательской практике объединяется вокруг нового понимания структуры О.а. в произведении. Как носитель особой душевной настроенности, а следовательно, и мировоззрения, автор характеризуется своеобразными словесно-портретными формами своего художественного облика.
В плане науки о языке художественной литературы О.а. является основой внутреннего единства всех элементов художественного произведения (словесно-художественного стиля): идейных, содержательных, эстетических и языковых (лексико-фразеологических, грамматических, выразительных и изобразительных). «...Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного, нравственного отношения автора к предмету» (Л. Толстой).
Т.о., в структуре О.а. можно выделить следующие черты (компоненты):
1) Отношение к действительности, которое является главным компонентом, главной чертой структуры О.а., напр., тяготение к «объективности».
2) Принципы отбора «предметов», способы изображения лиц, отражающие определённую авторскую индивидуальность.
3) Стержень композиции, вокруг которого объединяются все элементы художественного произведения.
4) Синтез речевых стилей. Диалогически развертывающееся содержание раскрывается в смене и чередовании разных форм и типов речи, разных стилей, синтезируемых в О.а. и создающих его как сложную, но целостную систему экспрессивно-речевых средств. В своеобразии речевой структуры О.а. глубже и ярче всего выражается стилистическое единство композиционного целого.
5) Выбор языковых средств. В О.а. объединяются все качества и особенности стиля художественного произведения: распределение света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и сочетания словесных красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз, своеобразия синтаксического движения. При таком изучении язык и стиль литературного произведения предстаёт как словесно-художественное единство.
Исследование языка художественной литературы как словесного искусства неотделимо от анализа преобладающих в ту или иную эпоху принципов организации О.а.
В.В. Виноградов рассматривал категорию О.а. в художественной литературе. Однако эта идея оказалась весьма плодотворной и в более широком плане — применительно к публицистике, теории жанров. Если в художественной литературе реальная личность писателя и лицо, от которого ведётся рассказ, не совпадают, то для публицистики характерно принципиальное совпадение автора и рассказчика. Это совпадение составляет главное отличие публицистической речи — её «открытость», документальность, эмоциональность. Публицист прямо и открыто обращается к читателю со своими мыслями, чувствами и оценками. О.а. в публицистике — это авторское «я» журналиста, характер его отношения к действительности (непосредственное отношение, анализ, оценка, сообщение и т.д.). Применительно к каждому жанру это авторское «я», О.а., имеет различную форму, характер. Напр., в передовой статье журналист выступает как представитель коллектива, организации, союза и т.д. Здесь создаётся своеобразный коллективный О.а. Более индивидуализирован, конкретен О.а. в очерке. Весьма специфичен О.а. в фельетоне. Т.о., главным, существенным признаком жанровой формы является О.а., т.к. отношение к действительности, составляющее специфику любого жанра, воплощено прежде всего в О.а.
Как и в художественной речи, в публицистике О.а., авторское отношение к предмету изложения, степень выраженности авторского «я» определяют не только форму речи, но и общую стилистическую тональность материалов, своеобразие и отбор лексико-грамматических средств. Композиция жанра определяется в целом О.а. Композиция представляет собой или последовательную смену образов рассказчиков (чаще в художественной литературе), или видоизменение О.а., изменение его точки зрения. В конечном счёте жанр можно рассматривать как относительно устойчивую композиционно-речевую схему, реализующую определённое абстрагированное отношение к действительности, т.е. форму О.а.
Проблема О.а. получает дальнейшее развитие и в категории языковой личности, интенсивное изучение которой начинается в лингвистике (Ю.Н. Караулов).
Лит.: Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978; Виноградов В.В. О языке художественной литературе. М., 1959; Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.,1987; Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967; Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М., 1970.
Г.Я. Солганик

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
75.09 кб

\ авторитетное мнение \ образование в сетях

Читать PDF
250.89 кб

Образ автора в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Сперанская О. А.
Читать PDF
1.31 мб

Самобытность образования: между автором и читателем

Исаев Александр Александрович
Современным миром правят образование или страх. И одного не должно быть в другом. Автор умер; читатель еще жив, но дышит на ладан. Западный университет умер. Все, кто остался в страхе перед близкой кончиной.
Читать PDF
310.00 кб

Автор как реальный человек и образ автора в медиатексте

Распопова Светлана Сергеевна
В данной статье рассматривается категория «автор» медиатекста с нескольких позиций. Журналист представлен в статье как автор персонифицированный, авторство которого проявляется в замысле произведения.
Читать PDF
238.98 кб

О книге «Диалектика российского образования» и ее авторах

Давыдов Ю. С.
Читать PDF
1.11 мб

«Авторский образ» - основа художественного мира А. Платонова

Загороднюк Александр Николаевич
Статья посвящена изучению «образа автора» в рассказах А. Платонова. Работа является началом нашей исследовательской работы в данной сфере.
Читать PDF
153.86 кб

Теоретические основы разработки авторской образовательной программы

Горовая Валерия Ивановна, Линенко Ольга Андреевна, Палиева Надежда Андреевна
Создание авторской образовательной программы весьма сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей.
Читать PDF
223.27 кб

Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов

Самофалова Елена Игоревна
Рассматривается опыт изучения феноменов миграции и образовательной миграции в работах зарубежных авторов. Перечислены основные теории в изучении миграции, приведена и объяснена основная западная терминология феномена.
Читать PDF
969.91 кб

Авторский взгляд на проблему качества образования в общеобразовательной школе

Бикбаева М.Р.
В статье рассматривается авторский взгляд на обеспечение качества образования с опорой на личностно-деятельностный подход.
Читать PDF
4.85 мб

Становление авторитета руководителя инновационного образовательного учреждения

Гаврилова Марина Станиславовна
Читать PDF
437.48 кб

Особенности разработки авторских программ образовательной области «Технология»

Ященко Алла Алексеевна
В статье рассмотрены основные особенности составления авторских программ по образовательным областям средней школы.
Читать PDF
3.67 мб

Авторская школа в отечественном образовании как феномен и инновационный проект

Перекрестова Татьяна Сергеевна
Рассматривается наследие А.М. Саранова через одно из направлений современного образования инновационную педагогическую деятельность.
Читать PDF
231.79 кб

Педагогическое исследование как диалог автора с научно-образовательным сообществом

Третьякова Кира Аликовна, Коржуев Андрей Вячеславович, Садыкова Альбина Рифовна
В статье обсуждается общефилософское понимание поисково-исследовательско$ го диалога, предложена типология диалогов в педагогическом поисковом пространстве.
Читать PDF
927.57 кб

Авторская позиция преподавателя вуза в его непрерывном профессиональном образовании

Фроловская Марина Николаевна
Проблема непрерывного образования взрослых актуализируется в статье пониманием необходимости создания условий самопознания, саморазвития, становления авторской позиции профессионала.
Читать PDF
250.74 кб

Гуманитарные стратегии становления авторской позиции педагога в непрерывном образовании1

Фроловская Марина Николаевна

Похожие термины: