ОБМОРОК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Обморок
приступ слабости, головокружения, потемнения в глазах с последующей частичной утратой сознания (полная потеря сознания для О. не характерна), обусловленный кратковременным малокровием головного мозга. О. может быть следствием ранения и воздействия сильного стресса.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ОБМОРОК
внезапная потеря сознания, вызываемая болезненным состоянием или сильным душевным потрясением.
О десятилетней девочке в частной гимназии в 1915 г.: «В половине девятого нянечки переставали пускать учениц в раздевалку… Во втором этаже был большой зал, и в нем большая, во всю стену, картина – Христос, благословляющий детей. Каждое утро ученицы выстраивались шеренгами перед этой картиной-образом и пели молитвы. Хор был довольно слаженный, и петь нам нравилось. Однажды во время этого стояния и пения у меня закружилась голова, я ухватилась за девочку, стоявшую рядом, но не удержалась и упала. Очнулась в кабинете начальницы, Софьи Яковлевны Любимовой. Оказалось, что у меня был обморок, и меня туда перенесли и уложили на диван. Девочки стояли кругом и серьезно смотрели на меня. Потом пришла сама Софья Яковлевна, спросила, в чем дело, и сказала, чтобы я больше не ходила на утреннюю молитву» (Панова, 1980, 37–38).
О 1910–1916 гг.: «В гимназии… мама проучилась недолго, после чего отец поместил её в Екатерининский институт благородных девиц… Институт мама ненавидела – решительно всё, начиная от формы, классных дам, муштры, казённой обстановки и многочасовых стояний в церкви, вызывало в ней протест. Эти длинные ежедневные службы девочки выдерживали с трудом и нередко падали в обморок» (БарановичПоливанова, 1999).
О первоклассниках в 1954 г.: «…Не каменная, а деревянная половина города. И дети оттуда были… рванью. Форменной одежды… у них не было, и даже некоторые приходили просто в галошах на босу ноту. Лица у них были бледные и битые… И они писались на уроках, или у них шла носом кровь, и они вываливались, упавши в обморок, в проходы между рядами парт… И было их – подавляющее душу большинство…» (Юрьенен, [1983] 1992).
О середине 1950-х гг.: «Нас на уроки физкультуры водили… весной, в сад Прямикова… …Ну вот, мы приходим один раз, а там шестьдесят пятая, в волейбол играют, через сетку… И вот там я впервые его вижу… Он бегает, смеется, мяч подаёт, – чем-то выделяется, не такой, как все, лёгкий мальчишка, часы на руке, а часы тогда ещё в редкость, – ну, как в таком возрасте: часы, – и ты уже влюблена. Но тут не в часах было дело… …Я будто окаменела. А он мне подмигнул: мол, смотри, я их сейчас сделаю. И правда, вильнул, обманул и помчался опять впереди всех по площадке. А со мной обморок, клянусь, удар, сроду такого не случалось. Лорка, моя подруга… поддержала, спасибо, а то я бы грохнулась: “Аля, ты что?” И ведь мы еще девчонки совсем, по четырнадцать лет» (Рощин, 2002, 77–78).
О 13-летней девочке в 1978 г.: «О менструации я узнала от соседок-девочек (старше меня на 2–3 года) с улицы, которые говорили о том, что бывает кровь. Для меня это было шоком, я страшно боялась, что “это” может со мной произойти. …Когда в 13 лет у меня пришли первые месячные, я упала в обморок. Эти обморочные состояния продолжались каждый раз. Помню, что меня долго обследовали врачи, ставили разные диагнозы, беседуя со мной. Я же сейчамс, анализируя ситуациб, считаю, что психологически не была подготовлена» (581).
О конце 1970-х гг.: «…Пионерские линейки… В январе, когда умер Ленин, и уже в апреле, в день его рождения, все классы строились шеренгами в спорт. зале… Линейки пионерские начинались всегда рано утром, ещё до уроков. За окнами зала ещё бродили сумерки… С утра мало кто успевал поесть, и поэтому стояли мы в шеренгах натощак; помню это голодное ощущение, когда рот затекал безвкусной слюной… И начиналась линейка. Трубил горн… Воспаряла барабанная дробь… Бывало, на линейке кому-то делалось плохо, и падали в обморок прямо лицом об пол. Чаще всего случалось это с девочками. Но линейку не останавливали – и этот миг был самый торжественный, жуткий: к упавшей или к упавшему подбегала учительница, помогала подняться, давала платочек утереть разбитый нос и, прячась за шеренгами учеников от недовольного цепкого взгляда Аллы Павловны, бесшумно уводила в медпункт» (Павлов, 2004, 3).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.