ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
принцип организации системы образования: законодательное введение обязанности для детей определенного возраста посещать школу и получать образование установленного объема и содержания. О.о. взаимодействует с принципом всеобщности обучения (см.Всеобщее обучение) и направлено на его обеспечение. В дореволюционной России О.о. предусматривалось в уставах народных училищ, но практически не реализовывалось. Принцип О.о. провозглашен первыми документами, на основе которых строилась единая трудовая советская школа. С середины 30-х гг. принцип О.о. распространялся на всех учащихся независимо от их социального происхождения. В 70-80-х гг. обязательным было получение молодежью общего среднего образования. По Конституции РФ (1994) и Закону РФ об образовании (1992) обязательным признано получение основного общего образования в общеобразовательных учреждениях до 18-летнего возраста. Законодательство, предоставляя гражданам право на образование, в то же время обязывает их получать его на том уровне, который является общественно необходимым для полноценной подготовки человека к жизни, к трудовой и общественной деятельности. В современных условиях О.о. распространяется лишь на определенную возрастную группу граждан, т.е. на детей и молодежь, и чаще всего относится только к общему образованию. Вместе с тем в качестве важных направлений развития системы образования в ряде стран выдвигаются обязательное профессиональное обучение выпускников базовых школ, не продолжающих учебу в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях, а также обеспечение и поддержание на данном уровне квалификации занятых. См. также Всеобщее обучение

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
принцип организации системы образования: законодательное введение обязанности для детей определенного возраста посещать школу и получать образование установленного объема и содержания. О. о. взаимодействует с принципом всеобщности обучения (см. Всеобщее обучение) и направлено на его обеспечение.
Первые попытки установления обязанности посещать школу относятся к 17 в. (в нек-рых герм. гос-вах). С 19 в. в развитом шк. законодательстве О. о. конкретизируется через указание возраста или уровня получаемого общего образования. В заруб. странах обычно связано только с возрастом учащихся (со сроками обучения).
В дорев. России О. о. предусматривалось в уставах о нар. уч-щах, но практически не реализовывалось.
Принцип О. о. провозглашен первыми документами, на основе к-рых развернулось строительство сов. школы как единой и трудовой. В 20-х гг. в связи с подго- -товкой к введению всеобуча в союзных республиках были проведены переписи детей, выявлены их контингенты, подлежащие обучению; установлена адм. ответственность за соблюдение принципа О. о. В сов. школе, решавшей задачи массового обучения детей трудящихся, принцип О. о. с сер. 30-х гг. распространялся на всех учащихся независимо от их социального происхождения. В 70—80-х гг. обязательным было получение молодежью общего ср. образования.
По Конституции Рос. Федерации (1994) и Закону об образовании Рос. Федерации (1992) обязательным признано получение основного общего образования в общеобразоват. учреждениях до 18-летнего возраста. Гос-во гарантирует гражданам получение бесплатного общего среднего и на конкурсной основе бесплатного проф. образования в гос., муниципальных образоват. учреждениях в пределах гос. образоват. стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В системе законодат. оформления права на образование О. о. занимает специфич. место. Законодательство, предоставляя гражданам право на образование, в то же время обязывает их получать его на том уровне, к-рый является общественно необходимым для полноценной подготовки молодого человека к жизни, к трудовой и обществ. деятельности. Обязывая гражданина получить определенный уровень образования, гос-во, в свою очередь, призвано обеспечить все условия для обучения, а также предпринять активные действия для исполнения гражданином этой обязанности.
В совр. условиях О. о. распространяется лишь на определенную возрастную группу граждан, т.е. на детей и молодежь, и чаще всего относится только к общему образованию. Вместе с тем в качестве важных направлений развития системы образования в ряде стран выдвигаются обязательное проф. обучение выпускников базовых школ, не продолжающих учебу в общеобразоват. или проф. уч. заведениях, а также обеспечение и поддержание на данном уровне квалификации занятых.
Лит.: Румянцева Т. С., Конституционное право на образование в социалистич. странах, М., 1987. Т. С. Румянцева

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
239.45 кб

Формирование системы всеобщего обязательного обучения в России

Мова Антон Эвилиевич
В статье раскрыта взаимосвязь системы государственного устройства России и процессов формирования школьной системы, показана эволюция механизмов становления системы всеобщего образования в России на рубеже ХХ века
Читать PDF
417.73 кб

Иностранный язык как обязательная дисциплина в обучении магистров по разным направлениям подготовки

Скорикова Ирина Сергеевна
Статья посвящена дисциплине иностранный язык, являющейся обязательным компонентом в обучении магистров по разным направлениям подготовки.
Читать PDF
823.24 кб

Непрерывное медицинское образование (НМО) как обязательное постоянное обучение по программам повышен

Морозов В.Г., Левченкова Н.С.
В статье описано непрерывное медицинское образование (НМО), которое является дополнительным профессиональным образованием и осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки.
Читать PDF
201.81 кб

Разработка тестовых заданий при обучении обязательному курсу английского языка бакалавров автомобиль

Первашова Ольга Владимировна
Читать PDF
290.15 кб

Обучение иностранному языку в вузе как обязательный компонент профессиональной подготовки специалист

Гордеева Татьяна Александровна, Тишулин Павел Борисович
Рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной подготовкой специалиста по иностранному языку в вузе в новых условиях перехода системы высшего образования на разноуровневую подготовку.
Читать PDF
362.86 кб

Подсистема обучения — обязательная компонента информационно-управляющей системы (принципы разработки

Григорьев В. К.
Данная статья посвящена проблемам обучения использованию информационно-управляющих систем (ИУС). Обсуждается методология обучения больших потоков пользователей, студентов.
Читать PDF
1.01 мб

Состояние трудового обучения и профориентации школьников в период обязательного среднего всеобуча (1

Мугутдинова Наида Шамильевна, Сулейманов Микаил Ибрагимович, Раджабова Зарифа Кабиловна
В статье рассматривается трудовое воспитание школьников, организация их общественно-полезного труда в годы осуществления всеобщего среднего образования с учетом особенностей городов и районов республики Дагестан.
Читать PDF
1.33 мб

Здоровьесберегающие образовательные технологии - обязательное условие при обучении школьников при вн

Гаврилюк А.А.
В статье рассматриваются вопросы реализации образовательных технологий в школе, определяются подходы к решению вопроса о здоровьесберегащей образовательной технологии. Решение данной задачи носит комплексный характер.

Похожие термины: