Нравственная воспитанность
Нравственная воспитанность
результат нравственного воспитания; характеризуется в общественно ценных свойствах и качествах личности.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Нравственная воспитанность
степень практической реализации личностью ценностей и норм общечеловеческой морали в собственном поведении, проявляемая в развитии способностей к нравственной саморегуляции, самокоррекции, самосовершенствованию практических нравственных отношений к миру, людям, самому себе. Нравственная воспитанность проявляется наиболее отчетливо в личностно значимых ситуациях, связанных с необходимостью осуществления морального выбора, нравственной оценки и самооценки, рефлексии по поводу собственных дел и поступков, их мотивации и др. Критериями и показателями нравственной воспитанности могут служить проявления нравственных чувств (совести, справедливости, собственного достоинства и др.), нравственных отношений (взаимоуважения, взаимопонимания, открытости, доверия, содействия, сотрудничества и др.), нравственных качеств (ответственности, трудолюбия, общественного долга, коллективизма, честности и др.), нравственных позиций личности. Для измерения нравственной воспитанности используется шкала, включающая три-четыре уровня (например, высокий, достаточный, удовлетворительный, неудовлетворительный уровни воспитанности). Основное отличие одного уровня воспитанности от другого, более высокого, состоит в объеме педагогической помощи, которая требуется учащемуся для того, чтобы его поведение соответствовало культурным нравственным образцам. Уровень воспитанности повышается по мере того, как поведение, реализуемое в морально-эмоциональных проявлениях, отношениях, поступках, становится личностно осознанным, устойчивым, активным, саморегулируемым.
Источник: Глоссарий по педагогике.