Ноосфера

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ноосфера
гр. – духовное небо) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Ноосфера создается человеческим разумом, сознанием и волей. Это «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории». Ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность, человеческое поведение, мысли, отношения существенно влияют на ее изменения. Человек, таким образом, становится крупнейшей геологической силой.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НООСФЕРА
от греч. nоos - разум и сфера) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие "Н." выделено французскими учеными Э. Лепруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль. См. также Ноосферная педагогика, Ноосферное образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НООСФЕРА
от греч. noos — ум, разум и sphaira —шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; сфера деятельности человеческого разума и техники; все созданное разумом человека — в отличие от природного и первозданного (учение В.И. Вернадского, 1863-1945). Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Узнавая о космосе, его связях с земными процессами, о производственной и природоохранительной деятельности человека, воспитанник постепенно осознает себя разумным существом Вселенной. Как субъект общественной жизни он стремится обеспечить и продлить существование человеческих поколений, добиться гармонии взаимодействия между космосом, обживаемой человеком планетой и самим собой, достичь экологического равновесия. Биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского и его социологические представления все более учитываются при стратегическом и среднесрочном планировании, в частности, информационно-культурном (ЮНЕСКО), и прогнозировании.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Ноосфера
[гр. noos – разум + sphaira – шар] – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие введено в 1927 французскими учеными. В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для Н. характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Учение о Н. возникло в XX в., конец которого ознаменован общественным осознанием возможной Глобальной катастрофы Человечества (экологической, энергетической, информационной, духовной). Проблема спасительного взаимоотношения Человека и Природы может быть решена на основе Управляемой общественным интеллектом социоприродной эволюции (А.И. Субетто), ведущей человечество к «тотальной неклассичности его будущего бытия». Классичность прошлой истории человечества характеризуется, в частности, тем, что в ситуациях низких энергетических уровней хозяйствования биосфера была в состоянии гармонизировать социоприродную эволюцию. Неклассичность будущего человечества состоит в том, что Человек должен взять на себя ответственность за эту гармонизацию. Развитие окружающей среды и совершенствование общества в преддверии Глобальной катастрофы становятся неразделимыми и зависимыми от общественного Разума. Представления о Н. получили свое развитие в Учении Живой Этики. Начавшийся переход биосферы в ее новое состояние – ноосферу означает вступление человечества в новую эру своего развития, но этотпроцесс не будет происходить автоматически, он потребует новых принципов согласования действий и поведения людей, активизации Человеческого Качества в человеке под знаком новой нравственности. Это означает, что переход в эпоху Н. потребует коренной перестройки бытия и сознания человека. В этом процессе огромную роль уже начинает играть акмеология, ориентированная на теорию индивидуальности, помогающую человеку раскрыть его подлинный человеческий потенциал и освободить его разум от классической социализации. Ноосферная проблематика выдвинула ряд специфических научно-практических проблем и, в частности, проблему так называемого ноосферного образования.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
65.88 кб

Ноосфера как общечеловеческая информационная система

Извозчиков Валерий Александрович
Читать PDF
270.81 кб

Ноосфера глазами художника

Неделяева Анна Вячеславовна, Тюрина Екатерина Александровна, Мячкова Ирина Валерьевна
В статье представлены результаты конкурса студенческих работ по проблемам «Ноосферы», состоявшемся в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К.Минина (Мининский университет).
Читать PDF
2.10 мб

Организация социально-экологической деятельности учащихся как средство формирования эколого- ноосфер

Тавстуха Ольга Григорьевна, Гринько Марина Николаевна
Определены виды социально-экологической деятельности. Предложены приемы организации исследовательской и прогностической деятельности.
Читать PDF
7.93 мб

Несколько замечаний о ноосфере

Урсул Аркадий Дмитриевич
Дается обоснование предложенной А. В. Соколовым идеи о необходимости более активного участия институтов культуры в разработке проблем формирования ноосферы и развития ноосферного образования.
Читать PDF
2.06 мб

Александр Иванович Субетто - ученый энциклопедического масштаба, создатель ноосферизма как научно-ми

Воронцов Алексей Васильевич
Читать PDF
283.81 кб

Ноосферно опережающая концепция образования как основа модернизации иноязычной подготовки студентов

Кадырова Ф. М.
Читать PDF
377.30 кб

Курс ноосферного мировоззрения

Гительзон И. , Кратасюк В. , Проворов А. , Проворова О.
Читать PDF
94.03 кб

Основные идеи и ценности ноосферной познавательной модели

Колычева З. И., Колычев В. С.
Читать PDF
533.34 кб

Двадцать три года с ноосферным образованием

Харитонова И.Г.
Рассмотрена культурологическая модель ноосферной школы полного дня.
Читать PDF
181.67 кб

Обоснование проекта «Ноосферная педагогическая акмеология» в контексте учения Тейяра де Шардена

Чапаев Николай Кузьмич, Акимова Ольга Борисовна, Верещагина Ирина Павловна
Целью данного исследования является попытка идентификации ноосферной педагогической акмеологии как отрасли современного гуманитарного знания.
Читать PDF
451.13 кб

Ноосферная реальность в социоприродной динамике

Беззубцева Н. А.
Осмысление ноосферной динамики и будущего России в эволюционно-синергетических представлениях получает важный методологический инструментарий, обеспечивающий правильный выбор стратегии развития страны.
Читать PDF
275.38 кб

Ноосферно-экологическое образование в элементарной школе

Никифоров Лука Григорьевич
Рассмотрена структурно-функциональная модель элементарной школы ноосферного образования, обеспечивающая гармоничное развитие растущего человека в согласии с природой, раскрытие внутренних ресурсов личности учащихся для усвоения им
Читать PDF
382.42 кб

Теоретические аспекты реализации познавательной и ноосферно- мировоззренческой функции геоэкологии

Бельгибаев Мухит Есенович, Евсеев Александр Васильевич, Каверин Александр Владимирович, Массеров Дмитрий Александрович
Основной задачей теоретико -познавательной функции геоэкологии в образовании является использование новейших образовательных технологий и методов обучения и воспитания с целью обеспечения формиро-вания в индивидуальном и обществен
Читать PDF
268.08 кб

Инфраструктура ноосферы (окончание)

Засурский Иван Иванович, Сергеев Михаил Александрович, Семячкин Дмитрий Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Ноосферное образование в евразийском пространстве: Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации

Субетто Александр Иванович
Данная статья информирует о содержании и выводах международной научно-практической конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге и посвященной теме «Ноосферное образование в евразийском пространстве.

Похожие термины:

  • НООСФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

    новая модель образования, цель которой – новаторский поиск формирования устойчивой образовательной среды, создание не только универсальной образовательной среды, куда помещается человек, но и с
  • НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

    педагогическая наука, основанная на ноосферных познавательных и образовательных моделях, т.е на признании неизбежности и безальтернативности ноосферы. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как но
  • Ноосферное мышление

    глобальное мышление в его связи и взаимодействии с экосистемой Земли. Биосфера Земли в результате деятельности человека превратилась в ноосферу. Ноосфера – сфера разума – есть высшая степень ин
  • НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений, навыков в целях формировани
  • Ноосферное сознание

    сознание человека информационного общества, направленное на выработку поведения, предотвращающего экологические катастрофы и социальные бифуркации.
  • НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

    человек, который чувствами и разумом воспринимает себя как бессмертную органическую частицу бессмертной жизни, воплощенной в человечестве, что питает осрбую ответственность человека перед свое