это воспитание, в основе которого лежит нигилистическое мировоззрение. «Если гуманистическое воспитание – отмечает Д.В.Григорьев – поддерживает самодвижение человека, укрепляет его в стремлении к свободе, способствует личностному росту, то нигилистическое воспитание отказывает человеку в самодвижении, которое есть его сущность, отбирает у человека бремя свободы и ответственности, и тем самым разрушает личность, превращая ее в социальную "пешку"».
Нигилистическое воспитание основано на неверии в свободу и силу человеческого духа, неверии в способность личности самостоятельно, без давления извне избрать путь нравственного самосовершенствования. Такая установка влечет за собой признание права некой внешней силы на вмешательство в личное пространство человека, на игнорирование или подавление его свободы. В педагогике такая негуманистическая установка выливается в представление о том, что ребенок – это tabula rasa, а воспитание – есть инженерия человеческих душ. См. также: Григорьев Д.В. Нигилизм versus гуманизм в воспитании // Воспитание успешно, если оно системно: материалы первых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию академика РАО Л.И. Новиковой – Владимир-М., – 2006. – С.44-49.
Мудрик А.В. Три ипостаси человека в процессе социализации // Вопросы воспитания, 2012, № 4. – С. 3-16.
267.48 кб
Семейная система, как основа воспитания нигилистических мировоззрений личности
Цель. Анализ данной работы направлен на изучение семейной системы как основы формирования нигилистических мировоззрений подростков. Метод или методология проведения работы.