НЕТ ПРЕДЕЛОВ ОБУЧЕНИЮ

Найдено 1 определение
"НЕТ ПРЕДЕЛОВ ОБУЧЕНИЮ"
седьмой доклад Римскому клубу, написанный преподавателем Гарвардской высшей школы образования (США) Дж. Боткиным, профессором университета им. Мохамеда (Марокко) М. Эльманджра и профессором Бухарестского университета М. Малица (опубликован в 1979 г.). Основное внимание в этом докладе уделяется рассмотрению различных аспектов обучения, под которыми понимается не только школьное, университетское или профессиональное образование, но и общий подход к жизни. Авторы доклада отмечают глубокий разрыв между возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни, обусловленной традиционной формой образования. Именно разрыв, называемый в докладе «человеческой лакуной», ведет, по мнению его авторов, к тем «затруднениям человечества», которые на протяжении последних десятилетий XX века стали предметом острых дискуссий. Для конструктивного решения глобальных проблем авторы доклада считают необходимым коренным образом пересмотреть существующие методы обучения, они сформулировали представление об основных типах обучения, понимая обучение в широком смысле слова – как процесс приращения опыта, как индивидуального, так и социокультурного. К этим типам обучения относятся «поддерживающее» и «инновационное».
- «Поддерживающее обучение» – процесс и результат такой учебной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения обеспечивает преемственность социокультурного опыта, и именно он традиционно присущ как школьному, так и вузовскому обучению. Традиционный учебный процесс носит преимущественно репродуктивный характер. Работа преподавателя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде и предназначены для воспроизводящего усвоения. Преподаватель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Традиционный учебный процесс, по характеристике известного американского футуролога и социолога О. Тоффлера, несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства.
- «Инновационное обучение» – процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Этот тип обучения связан с творческим поиском на основе имеющегося опыта и, тем самым, с его обогащением. Обращение к такому пониманию расширяет взгляд на значение дидактических поисков, поскольку инновационность относится также и к социально значимым результатам обучения и образования (Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: Эксперимент, 1998. –180 с.; Сорокина Н. Д. Инновационное обучение: сущность и содержание // Вестн. МУ. – Сер. 18. – Социология и политология. – 2002. – № 4. – С. 159–168; Botkin J. W., Elmandra M., Malitza M. No limits to learning. – Oxford, 1979. – 65 p.; Toffler A. The third wave. – N.Y. – N.7., 1980. – 283р.). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.