НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает, очевидно, его целостность, т. е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов профессионального образования. В Законе РФ «Об образовании» система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и сети реализирующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Тем самым подчеркивается не организационно-структурный характер системы образования, как раньше, при жесткой централизации, а, прежде всего, ее содержательная основа. Эта установка определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного профессионального образования, который означает приоритетность построения содержания непрерывного профессионального образования перед его организационными формами. В связи с этим можно выделить следующие принципы построения системы непрерывного профессионального образования:
1. Принцип многоуровневости профессиональных образовательных программ. Он предполагает наличие многих уровней и ступеней базового профессионального образования. Многоуровневая и многоступенчатая система профессионального образования позволяет выпускать специалистов разных уровней квалификации (с соответствующим расходованием средств на их обучение) и, соответственно, обеспечивает более рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда. С конца 1980-х гг. произошли изменения за счет введения посредством дополнения к ранее действовавшей системе подготовки специалистов новых ступеней, предусматривающих различные по объему и направленности профессиональные образовательные программы.
2. Принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного профессионального образования. В условиях непрерывного образования каждый человек, в том числе выпускник ПУ, СПУЗа, вуза, должен будет всю жизнь продолжать свое профессиональное образование – такое образование называется последипломным. Строго говоря, учреждения профессионального образования, как бы хорошо они ни учили студентов, выпускают потенциальных специалистов. Настоящими специалистами они становятся только несколько лет спустя. И для формирования у специалистов осознания своей профессиональной позиции им нужна определенная образовательная помощь – в виде специально организованных образовательных программ. Для того чтобы выпускник ПУ, техникума, лицея, колледжа, института или университета мог на каком-либо конкретном рабочем месте выполнять определенный круг должностных обязанностей, ему, как правило, необходима в дополнение к широкому фундаментальному базовому профессиональному образованию краткосрочная профессиональная подготовка (доподготовка, доучивание), осуществляемая, исходя из опыта зарубежных стран, в курсовой модульной форме либо в том же стационарном учебном заведении – ПУ, СПУЗе, вузе, либо в институтах повышения квалификации, учебно-курсовых комбинатах и т. д., а при смене места и вида работы – соответствующая курсовая переподготовка. Таким образом, последипломное образование в этом аспекте как бы дополняет базовое профессиональное образование. Но содержание базового профессионального образования и содержание профессиональной подготовки, переподготовки должны быть согласованы между собой.
3. Принцип маневренности профессиональных образовательных программ. Данный принцип подразумевает возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени профессионального образования области профессионального деятельности или получение параллельного профессионального образования в двух или нескольких профессиональных областях в новых социально-экономический условиях. Развитие рыночной экономики, расширение гражданских прав и свобод личности требуют перехода от массовой подготовки рабочих и специалистов по так называемым «массовым» профессиям и специальностям к индивидуальному, «штучному» профессиональному образованию молодежи. Каждый юноша, каждая девушка, каждый взрослый человек должны иметь право не только на выбор профессии, но и, в рамках этой профессии, на выбор для изучения различных курсов, предметов в зависимости от своих личных профессиональных интересов и планов, на посещение занятий в разных профессиональных учебных заведениях своего региона и даже на параллельное обучение одновременно в разных ПУ, СПУЗах, вузах.
4. Принцип преемственности профессиональных образовательных программ. Для того чтобы учащийся, студент, рабочий, специалист могли свободно продвигаться в профессиональном образовательном пространстве по всем возможным направлениям движения, необходимы согласование, стыковка профессиональных образовательных программ от начальной профессиональной подготовки до последипломного образования. Иными словами, преемственность означает, что «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую. А для этого необходима сквозная стандартизация профессиональных образовательных программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного профессионального образования. Преемственность профессиональных образовательных программ частично уже выстраивается самими учебными заведениями. Отдельные профессиональные лицеи, колледжи заключают прямые договоры с вузами, создают преемственные учебные планы и программы по родственным специальностям и осуществляют совместное обучение наиболее способных студентов, сокращая таким образом период обучения до двух лет. 5) Принцип интеграции профессиональных образовательных структур. В России ранее исторически сложилась строгая иерархия – каждое профессиональное учебное заведение могло осуществлять профессиональную образовательную программу только одного уровня и только одного профиля специальностей. Но это жесткое соответствие «одно учебное заведение – одна образовательная программа» в новых социально-экономических условиях уже не актуально, и оно уже разрушается: многие профессиональные лицеи осуществляют образовательную программу и начального, и среднего профессионального образования, к тому же нередко по 20–25 совершенно разнородным специальностям; многие колледжи осуществляют образовательную программу и начального, и среднего, и неполного высшего образования и т. д. Таким образом, неизбежно происходят интеграция подсистем профессионального образования в отношении их организационных структур, превращение профессиональных образовательных учреждений в многоуровневые, многоступенчатые и многопрофильные. С другой стороны, очевидно, будет осуществляться противоположный процесс – одна и та же образовательная программа может реализовываться в образовательных учреждениях разных типов и наименований. Следующий уровень интеграции образовательных структур – это необходимость организационного взаимодействия профессиональных образовательных учреждений разных типов, а также других субъектов – предприятий, общественных организаций и т. д., их интеграция в плане координации совместных усилий. Таким образом, в связи с необходимостью построения системы непрерывного профессионального образования встает вопрос о создании единого профессионального образовательного пространства.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
197.91 кб

Непрерывное профессиональное образование

Синицкая Н.
Читать PDF
845.16 кб

Непрерывное профессиональное образование

Севостьянов Владимир Семенович
В статье рассматривается развитие в БГТУ им. В.Г. Шухова системы непрерывного образования, которая реализуется по многим направлениям и в различных формах.
Читать PDF
105.08 кб

Непрерывное военно-профессиональное образование

Шарый Л.
Читать PDF
335.03 кб

Система непрерывного профессионального образования

Чубик П. С., Демянюк Д. Г., Минин Михаил Григорьевич, Сафьянников И. А.
Читать PDF
96.42 кб

Принципы непрерывного профессионального образования

Анищенко В. А.
В статье освещаются принципы непрерывного профессионального образования, при этом профессиональное образование рассматривается с точки зрения системного подхода.
Читать PDF
164.37 кб

Концепция непрерывного профессионального образования

Копейкин Ю. А., Андреев В. В.
Читать PDF
187.42 кб

О структуре непрерывного профессионального образования

Щурин К.
Читать PDF
169.59 кб

Непрерывное профессиональное образование: новые задачи

Казакова Галина Михайловна, Федосеева Зинаида Александровна
Главной характеристикой современного этапа развития общества являются перемены, которым свойственны такие особенности, как непрерывность, устойчивость и способность к ускорению.
Читать PDF
538.75 кб

Многоуровневое непрерывное профессиональное образование

Абрамова А. , Сивцев Н. , Журавлев Ф.
Читать PDF
380.70 кб

Роль университета в непрерывном профессиональном образовании

Смирнов А. В.
Читать PDF
397.19 кб

Развитие концепции непрерывного профессионального образования

Бодров Александр Николаевич
В статье раскрываются исторические предпосылки и этапы развития концепции непрерывного профессионального образования, изложен опыт России и ряда зарубежных стран.
Читать PDF
369.89 кб

Непрерывное профессиональное образование и занятость молодежи

Пахомова Елена Алексеевна, Пальянов Михаил Павлович, Лысеннко Виктор Геннадьевич, Сергиенко Юрий Павлович
В статье рассматриваются различные аспекты профессионального образования и занятости молодежи в России и за рубежом, раскрываются формы и методы непрерывного профессионального образования, определяются основы для дальнейшего трудо
Читать PDF
228.55 кб

Непрерывное профессиональное образование в условиях техникума

Воронова Татьяна Николаевна
Читать PDF
256.67 кб

Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования

Еремкин А. И., Кожеуров А. А., Найниш Л. А.
Читать PDF
125.99 кб

Региональная модель непрерывного профессионального образования

Журавлева М. В.
В статье представлены результаты разработки региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса.