НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Нейропсихология
отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Нейропсихология
отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
комплексная дисциплина, сложившаяся на стыке психологии, неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
(от греч. neuron – жила, нерв + психология). Отрасль психологии, изучающая содержание психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Н. имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Новые направления в Н. – изучение познавательных процессов (главным образом, восприятия, памяти) с позиций когнитивной психологии и распространение нейропсихологического подхода на эмоционально-личностную сферу, в том числе и связанную с овладением языком. См. также психолингвистика.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области философии нейробиологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственныхнейронных сетей)

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
(англ. neuropsychology; нейро- + психология) – раздел психологии, сложившийся на стыке нескольких дисциплин - психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга, отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Предмет Н. – нарушения высших психических функций, задача – психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, «перевоспитание» путем восстановительного обучения нарушенных функций. Н. создана в нашей стране работами А.Р.Лурия и его учеников. В зарубежной клинической психологии отечественной Н. соответствует такое направление как афазиология (М.Критчли, К.Прибрам).

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Развивалась в рамках неврологии и общей психологии. Современная Н. исходит из положения о том, что психические функции - это виды приспособительной деятельности, включающие в себя различные процессы в их разнообразных отношениях друг с другом. Н. имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, Н. помогает уточнить диагностику поражений, а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения. Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить возрастные закономерности локализации высших психических функций. Новые направления в Н. - изучение нарушений познавательных процессов (гл.о. восприятия, памяти) с позиций когнитивной психологии и распространение нейропсихологического подхода на эмоционально-личностную сферу.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая мозговую основу психич. процессов и их связь с отд. системами головного мозга. Включает 5 самостоят. направлений клиническое, экспериментальное, реабилитационное, психофизиологическое и дет возраста Развивалась в рамках неврологии и общей психологии Достижения школы H под руководством А Р Лурии значительно изменили ее роль из прикладной отрасли H превратилась в самостоят. науку, способную давать ценную информацию о природе и строении высших психич. функций человека Это подготовило переход H от клинич. анализа нарушений отд. психич. процессов к анализу сложных форм поведения, связанных с понятием личности Совр. H исходит из положения о том, что психич. функции — это не первичные, далее неразложимые свойства психич. жизни, не четко отграниченные отправления к -л отд. органа, отд. участка мозга, а виды приспособит деятельности, включающие в себя разл. процессы в их разнообразных взаимоотношениях друг с другом Формы психич. деятельности, сформировавшиеся в процессе обществ.развития, не локализованы в узко ограниченных участках (центрах) коры головного мозга, а представляют сложные функциональные системы, в существовании к-рых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга Каждый участок мозга вносит специфич. вклад в построение этой системы, в выполнении сложных форм психич. деятельности участвует весь мозг.
H. имеет важное значение для понимания механизмов психич. процессов. Одновременно, анализируя нарушения психич. деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, H. помогает уточнить диагностику поражений, а также служит основой для психол. квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановит. обучения. Изучение особенностей мозговых механизмов высших психич. функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить возрастные закономерности локализации высших психич. функций (отмеченные еще Л С Выготским).
Новые направления в H. — изучение нарушений познават. процессов (гл. обр. памяти, восприятия) с позиций когнитивной психологии и распространение нейропсихол. подхода на эмоционально-личностную сферу.
T В Ахутина

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
141.70 кб

Нейропсихология дошкольного детства

Шишова О.А.
Статья посвящена методу замещающего онтогенеза, являющегося основой нейропсихологической коррекции, позволяющего специалисту «разбудить» находящиеся в спячке системы детского организма.
Читать PDF
1.23 мб

Оптико-мнестические и речевые составляющие процесса чтения как предмет изучения нейропсихологии, лин

Дмитриева Ольга Алексеевна
Статья посвящена изучению оптико-мнестических и речевых составляющих процесса чтения и пониманию механизмов процесса чтения в самых различных научных аспектах современных представлений у детей с отклонениями в развитии.
Читать PDF
389.35 кб

Патология речи: терминологический аппарат логопедии и нейропсихологии как проблема междисциплинарног

Чупров Л.Ф.
В сообщении обсуждаются теоретические вопросы терминологического аппарата по патологии речи с позиции междисциплинарного подхода.
Читать PDF
112.43 кб

Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии как модель коррекционно-развивающего обучения

Соболева А.Е.
В докладе рассказывается о14-летнем опыте практической работы Центра в области коррекционно-развивающего обучения, методах и организации занятий с детьми с проблемами обучения в детском саду и школе.
Читать PDF
457.75 кб

Сравнительный нейропсихологиче-ский анализ особенностей слухоречевой памяти у первоклассников с разн

Ходаковская Гелена Федоровна
В статье представлены результаты сравнительного нейропсихологического анализа особенностей слухоречевой памяти у первоклассников с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудн
Читать PDF
272.95 кб

Нейропсихологический аспект логопедической работы с детьми, имеющими речевые расстройства

Глущенко Н. В.
Читать PDF
199.80 кб

Нейропсихологический подход в логопедической работе с детьми с ОВЗ в условиях ППМС-центров

Рябова О. В.
Читать PDF
225.23 кб

Нейропсихологическая помощь детям с трудностями в овладении математикой

Винникова Софья Михайловна
Целью работы является выявление и анализ причин, приводящих к трудностям в овладении математикой у детей, а также описание нескольких игр, направленных на облегчение процессов восприятия, анализа и понимания учебного материала, по
Читать PDF
1.04 мб

Нейропсихологическая профилактика трудностей в овладении математикой

Винникова Софья Михайловна
В статье проанализированы трудности, которые возникают у дошкольников при усвоении математики, выделены основные составляющие математического мышления.
Читать PDF
2.25 мб

Нейропсихологические основы профессиональной культуры логопеда

Цвирко Ольга Юрьевна
В статье показана актуальность освоения логопедом полинаучной профессиональной парадигмы, одним из важнейших компонентов которой выступает нейропсихологический подход.
Читать PDF
184.05 кб

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Л. Ф. Сербина
Читать PDF
358.32 кб

Нейропсихологическое исследование неречевых функций детей дошкольного возраста с ОНР

С.П. Бакумова, И.В. Егорова
Читать PDF
905.09 кб

Нейропсихологические механизмы нарушений письма у учащихся первого класса с дизартрией

Вартапетова Галина Михайловна, Максимова Екатерина Сергеевна
В статье приводятся результаты нейропсихологического исследования по вы-явлению предпосылок дисграфии у обучающихся первого класса общеобразовательной школы.
Читать PDF
265.95 кб

Нейропсихологический анализ развития подростков 12-14 лет с трудностями в формировании письменной ре

Покровская Светлана Викторовна
Традиционно в нейропсихологии детского возраста анализу подвергалось формирование письменной речи у младших школьников, при этом длительно, до подросткового возраста, сохраняющиеся ошибки в письме выпадали из поля зрения исследова
Читать PDF
1.23 мб

Методический приём для усвоения понятия«Нейропсихологический фактор» студентами вуза

Морозова Ирина Леонидовна
В статье представлено теоретическое описание методического приёма, используемого автором в процессе преподавания дисциплины «Основы нейропсихологии» с целью лучшего усвоения студентами фундаментального для нейропсихологии понятия

Похожие термины:

  • СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

    закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т. д.). Изучение С. н. составляет осно
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ: СХЕМА

    1. Характеристика личности больного, поведение при обследовании. 2. Дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных психологических симптомов). 3. Данные экспериментально- психологического иссл