НЕДОРАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Найдено 1 определение
НЕДОРАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» — малый, «phren» — ум) — особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. По образному выражению французского психиатра Жанна Э.-Д. Эскироля, олигофрен — бедняк от рождения, в то время как дементный — это разорившийся богач. В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей-олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития — дебильность — позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения, не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию. Помимо дифференциации олигофрений по степени снижения интеллекта, приведенной выше, существуют и другие. В частности клинико-физиологическая классификация олигофрений, представленные в работах С.С. Мнухина и Д.Н. Исаева (1965) и Д.Е. Мелехова (1965). В педагогическом плане наиболее приемлемой является классификация олигофрений по М.С. Певзнер, предложенная в 1959-м году и доработанная к 1979-му году. Автор (М.С. Певзнер, 1979) выделяет пять основных форм состояния: неосложненная форма олигофрении; олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики; олигофрении с нарушением различных анализаторов; олигофрении с психопатоподобными формами поведения; олигофрении с выраженной лобной недостаточностью.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
227.46 кб

Проблемы социализации лиц с психическим недоразвитием

Печерский В. Г.
Уточняются представления о роли органических, личностных и социальных факторов в формировании способностей к межличностному и социальному взаимодействию подростков и юношества с психическим недоразвитием в контексте повышения каче
Читать PDF
223.62 кб

Особенности неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи

Т. И. Янович
Читать PDF
132.52 кб

Формирование позитивной установки на общение у учащихся с психическим недоразвитием

Буфетов Д. В.
Свойственные детям с психическим недоразвитием нарушения в общении, возникающие на основе низкой познавательной активности, негативно влияют на развитие личности, существенным образом осложняют процесс профессиональной подготовки
Читать PDF
297.53 кб

Эмоциональная регуляция социального поведения у подростков и юношей с психическим недоразвитием

Печерский В. Г., Дубовицкий А. В.
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения подростков и юношей с психическим недоразвитием, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей э
Читать PDF
299.50 кб

Особенности продуцирования сказочных импровизаций младшими школьниками с психическим недоразвитием

Юдина Валерия Александровна
В статье раскрываются некоторые психологические особенности творческого воображения умственно отсталых младших школьников 1-4-го классов.
Читать PDF
126.98 кб

Динамика речевых функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Фотекова Татьяна Анатольевна
Представлены результаты сопоставительного исследования речевых функций детей школьного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Читать PDF
365.27 кб

Использование семиозиса во временно-пространственном оформлении душевной жизни психически недоразвит

Стебляк Е. А., Трофимова Р. Г., Коновалова К. С.
В статье представлены основные направления использования семиозиса во временном и пространственном модусах оформления душевной жизни ребенка с ретардацией развития.
Читать PDF
369.58 кб

Специфика недоразвития процесса словоизменения у старших дошкольников с задержкой психического разви

В.В. Морозова
Читать PDF
585.13 кб

Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвит

Астаева Алена Васильевна, Воронкова Дарья Ивановна, Королева Марианна Борисовна
Рассмотрены особенности развития высших психических функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с целью раскрытия взаимосвязи, существующей между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психи
Читать PDF
130.66 кб

К проблеме исследования высших психических функций у детей с системным недоразвитием языковых средст

Лукаш О.Л.
В статье рассматриваются возможности использования Луриевского нейропсихологического подхода в рамках комплексного изучения нарушений психической деятельности учащихся с системным недоразвитием языковых средств.