НЕЧАЕВ Александр Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870-1948)
психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии в С.-Петербурге (1901). Пытался построить педагогику на основе данных психологии (по существу количественных результатов лабораторных исследований); педагогику рассматривал как прикладную психологию. Исследовал проблемы памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Среди конкретных исследований Н. наиболее существенное значение имеют: выработка психофизиологических норм профотбора для различных профессий; разработка методов психологического обследования детей дошкольного возраста с целью различения умственной отсталости и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НЕЧАЕВ Александр Петрович
24.10(5. И).1870, Москва, — 6.9.1948, Семипалатинск], психолог, возглавлявший эксперим. направление в дорев. пед. психологии, создатель первой в России лаборатории эксперим. пед. психологии (1901, С.-Петербург). Подчеркивая необходимость сближения психол. исследований и пед. практики, пытался построить педагогику на основе данных психологии (по существу — количеств, результатов лабораторных исследований); педагогику рассматривал как прикладную психологию. Идеи Н. вызвали острую полемику на Всерос. съездах по пед. психологии (1906, 1909) и эксперим. педагогике (1910, 1913, 1916), инициатором к-рых он являлся. После Окт. революции работал в науч. учреждениях и вузах Москвы. Исследовал проблемы памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. На 2-м Психоневрологич. съезде (1924) отстаивал принципы эмпиризма, отвергая филос. подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. Среди конкретных исследований Н. наиб. существ, значение имеют: выработка психофизиол. норм профотбора для разл. профессий; разработка методов психол. обследования детей дошк. возраста с целью различения умственной отсталости и пед. запущенности и методов массового обучения грамоте при помощи кино, сцены и радио; оценка с психофизиол. точки зрения разных видов физич. упражнений; исследования психич. утомления и др.
В 1935 на основании ложного доноса Н. был обвинен в контррев. агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском пед. ин-те.
С о ч.: Ассоциация сходства, СПБ, 1905; Совр. экспериментальная психология в ее отношении к вопросам шк. обучения, т. [1]—2, СПБ, 1908—122; Очерк психологии для воспитателей и учителей, [П.]; Память человека и ее воспитание, М. -Л.
А. В. Петровский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия